Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 апреля 2004 г.

Корреспондент | La Stampa

"Единственный выход из ситуации - раздел страны"

Улльман: "После разделения территории между курдами, шиитами и суннитами повстанческие движения не станут объединяться".

Эксперт из Вашингтонского центра международных и стратегических исследований и теоретик доктрины "Шок и трепет" Эрлан Улльман полагает, что нынешнее суннитское и шиитское восстание является продолжением войны, стремительно завершившейся год назад.

- Сенатор-демократ Тед Кеннеди утверждает, что Ирак - как Вьетнам. Вы с этим согласны?

- Нет. Во Вьетнаме было четыре войны в одной: между Севером и Югом была революция; как на Юге, так и на Севере были столкновения между противоборствующими группировками, кроме того, в стране находились китайцы и русские. В то время проблема заключалась в объединении и независимости, а сегодня в Ираке - исламский фундаментализм и стремление восстановить деспотичный режим. Но главное различие заключается в том, что Вьетнам не имел стратегических последствий ни для Соединенных Штатов, ни для других стран, между тем в Ираке мы разбудили тигра, представляющего большую опасностью для всех нас. Америка - единственная сверхдержава в мире, но может оказаться, что и она достаточно уязвима.

- Против повстанцев во Вьетнаме американцы применяли поэтапные меры, но в Ираке Пентагон решил сразу же использовать максимум силы. Эта тактика лучше старой?

- Не думаю, что на данном этапе эту тактику можно назвать подходящей для урегулирования ситуации. Хотя еще рано говорить, но то, что сейчас происходит в Ираке, это та война, к который мы готовились в прошлом году. Как предполагалось, нанеся поражение иракской армии и распустив ее, мы столкнемся с сопротивлением вооруженных группировок, которые начнут партизанскую войну в городе. Тогда этого не произошло, возможно потому, что свержение Саддама Хусейна вызвало вздох облегчения. Но сегодня, год спустя, мы оказались перед лицом вооруженного народного восстания. Это продолжение войны, люди с оружием в руках сражаются в городах.

- Почему восстание началось сейчас?

- Потому что через год после падения режима иракцы забыли о свержении Хусейна и недовольны нынешней ситуацией. Широко бытует мнение о том, что союзническая оккупация ничуть не лучше режима Саддама.

- Вы предвидите расширение восстания?

- Вопрос заключается в том, станет ли восстание Муктады ас-Садра восстанием всех шиитов. Это худший вариант развития событий. Последнее слово за Али Систани, великим аятоллой. Никто не говорит, что его решение может понравиться американцам. Нам известно, что его единственная цель - гарантировать власть шиитскому большинству.

- Как вы оцениваете шаги американского командования?

- Подавление восстания порождает другие восстания. Нам приходится иметь дело с необычными и хорошо вооруженными силами. Мы не можем различить в массе гражданского населения, кто друг, а кто враг. Мы опасно приблизились к катастрофе.

- Есть ли выход из положения?

- Единственным выходом, по моему мнению, может стать раздел страны на территории для курдов, суннитов и шиитов. Это лишит отдельные группировки мотива для объединения против сил коалиции. Три крупных этнических группы станут суверенными на своих территориях, они создадут отдельные местные структуры при экономической поддержке стран международной коалиции. Таким образом, придется отказаться от проекта сохранения единства Ирака.

- Это станет политическим землетрясением на Ближнем Востоке.

- Дело в том, что спустя год после свержения Саддама в Ираке стало лучше, но не безопасней. Мы сменили режим террора, который гарантировал стабильность, принося демократию в жертву хаосу и насилию. Ближайшее будущее иракцев вряд ли можно назвать розовым. То же самое касается и Америки, которая как никогда раньше стала уязвимой перед такого рода атаками.

- Иными словами, пессимизм сенатора Теда Кеннеди не настолько уж лишен основания?

- Каждый пессимист прав по-своему. Ухудшение ситуации в Ираке можно было предвидеть, поскольку оно является результатом целого ряда серьезных ошибок в управлении: первой ошибкой был роспуск иракской армии, но самой серьезной - недостаточное привлечение шиитских и суннитских лидеров к процессу реконструкции.

Источник: La Stampa


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru