Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 апреля 2005 г.

Мартин Сифф, UPI | The Washington Times

США и Украине нужно многому научиться

В среду президент Украины Виктор Ющенко мелькал на американских телеэкранах и первых полосах газет как герой и победитель. В четверг он исчез, превратившись во вчерашнюю новость.

Этот феномен не означает, что администрация Буша демонстрировала поверхностность или двуличие, устроив прием по высшему разряду и сделав Ющенко первым в истории украинским лидером, выступившим на совместном заседании палат конгресса. Он не означает также, что сенат и палата представителей останутся глухи к просьбам Ющенко расширить торговые связи между двумя странами. Однако есть и сдерживающие моменты в виде американского общественного мнения и понимания - или непонимания - со стороны тех, кто находится на уровне принятия решений по Украине.

Вероятность того, что между Киевом и Вашингтоном сложатся особые отношения, очень велика. У Украины прекрасные шансы стать новым примером успешности внешней политики администрации Буша.

В других регионах мира перспективы не столь радужны. Вполне могут возникнуть стычки между администрацией Буша и прежним любимцем, премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном, так как США могут захотеть, чтобы Израиль ушел не только из сектора Газа и горстки мелких поселений на Западном берегу, что Шарон намерен сделать в июле.

В Британии премьер-министр Тони Блэр, самый важный и лояльный союзник президента по вторжению в Ирак и всему, что за этим последовало, начал предвыборную кампанию, и совсем не очевидно, что она завершится его переизбранием. Но если это и произойдет, велика вероятность того, что ему придется иметь дело с мощными силами в собственной партии, желающими свергнуть его.

Новый премьер-министр Ирака, Ибрагим аль-Джафари, назначенный только в четверг, вероятно, будет вынужден в ближайшие месяцы пойти на конфронтацию со своими американскими покровителями, чтобы заслужить доверие местной политической базы.

Но в Ющенко Буш нашел зарубежного демократического лидера своей мечты. Ющенко - честный и мужественный идеалист. Он разделяет страстную приверженность американского президента к уменьшению государственного бремени, высвобождению предпринимательской инициативы граждан и распространению демократических ценностей во всем мире.

Он только что пережил попытку отравления диоксином, которая обезобразила его лицо и негативно отразилась на состоянии здоровья. Он отказался признать результаты грубо сфальсифицированных выборов и возглавил массовые протесты, которые к тому же не привели к массовому насилию и гражданской войне, что легко могло случиться. В результате повторного голосования он пришел к власти мирным и конституционным путем.

Кроме того, триумф Ющенко продвинул границы западных демократических и рыночных государств на тысячу миль на восток, в православное славянское сердце бывшего Советского Союза. После победы на выборах и принесения президентской присяги он не только начал смелые и масштабные реформы, чего и следовало ожидать, но также поставил цель распространять демократические принципы в бывших советских республиках Евразии, входящих в Содружество Независимых Государств.

Более того, теплый прием, оказанный Ющенко в Вашингтоне, позволил администрации Буша реанимировать свою концепцию "новой Европы" - государств Центральной и Восточной Европы, вступивших в Европейский союз в результате "копенгагенской экспансии". Предполагалось, что они будут проамериканскими и, таким образом, уравновешивающими антиамериканское и полусоциалистическое влияние западноевропейских государств, относящихся к "старой Европе".

Все это остается силе. Нет сомнений в том, что президент и его наиболее влиятельные советники готовы поддерживать Ющенко и считают его успех необходимым для создания вдохновляющей сильной модели для Евразии, а на самом деле, для всего мира.

Но отношения находятся в самом начале пути. Ни украинское правительство, ни украинская община в Америке еще не создали структуры и сильные, богатые и влиятельные организации, подобные тем, что американцы ирландского и еврейского происхождения имеют уже не одно десятилетие.

У Украины также нет огромной финансовой подпорки, какая обеспечивает Тайваню влияние среди вашингтонских политиков. Она не является старым, сильным, знакомым и проверенным союзником, как Британия, Германия, Япония или Южная Корея. В отличие от маленького Израиля и крошечной Ирландии, она еще не приучила редакторов выпусков новостей следить за малейшей рябью на поверхности ее жизни.

Кроме того, чем больше Буш поощряет Ющенко в Киеве, тем больше он рискует вызвать недовольство одного из важных союзников своего первого срока, российского президента Владимира Путина. Дружба и сотрудничество с Россией остаются стратегической необходимостью для американских политиков первого ряда, особенно в таких вопросах, как контроль над ядерным распространением во всем мире и обмен разведывательной информацией в войне с исламским экстремизмом.

Все эти сферы партнерства окажутся под угрозой, если Путин решит, что Вашингтон поддерживает Ющенко, чтобы подорвать влияние России в СНГ или, хуже того, дестабилизировать правительство Путина и саму Российскую Федерацию.

Администрация Буша должна понять, какую цену ей придется заплатить, если она зайдет в отношениях с Украиной слишком далеко с точки зрения России. А Украина должна выработать понимание роли, которая выпала ей в Вашингтоне. Отношениям дан отличный старт, но обеим сторонам еще предстоит научиться иметь дело друг с другом.

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru