В январе 2003 года вандалы пришли на художественную выставку в Москве и использовали баллончики с краской, чтобы уничтожить ряд "оскорбительных" полотен. Это не первый подобный инцидент в истории современного искусства, но в данной истории есть несколько специфически российских поворотов.
Выставочный зал находился в Музее Андрея Сахарова, открытом в 1994 году, чтобы сохранить наследие самого известного российского правозащитника. Выставка "Осторожно! Религия" была задумана, как объясняют хранители музея, чтобы заставить людей увидеть опасности религиозного фанатизма и предрассудков в стране, где только Православная Церковь имеет твердый правовой статус.
Вандалы были прихожанами Православной Церкви. После короткого расследования с них сняли все обвинения на том основании, что выставка, действительно, была оскорбительной. Вместо них под суд отдали руководство музея. На прошлой неделе суд признал исполнительного директора музея Юрия Самодурова виновным в "разжигании ненависти", осудив также его коллегу и участницу выставки. Всех их оштрафовали.
Прежде всего в этой истории тревожат отзвуки прошлого. Два важных события в истории советского диссидентского движения - закрытие Никитой Хрущевым выставки неофициального искусства в 1962 году и уничтожение бульдозерами аналогичной выставки в 1974-м - касались конфликта вокруг права художника на свободное самовыражение.
Этот случай также показывает, до какой степени российская юстиция подчиняется прихотям властей. Конституция гарантирует свободу слова и вероисповедания и запрещает цензуру, но это не помешало прокурорам требовать для сотрудников музея наказаний за уголовное преступление.
Беспокоят также намеки на то, что атака на руководство Музея Сахарова вообще не имела отношения к искусству, а была связана с его выступлениями против войны в Чечне. В письме на имя президента России Владимира Путина православный священник, чьи прихожане учинили акт вандализма, обвинил музей в попытках подорвать "нравственность российского общества и российской армии" путем антивоенной деятельности.
Возможно, здесь брошен вызов политической оппозиции в России. Мы надеемся, что президент Буш, неоднократно называвший президента Путина своим другом, внимательно следит за развитием событий.