Советник правительства предупреждает о проблемах в духе Венесуэлы из-за разрушения ЮКОСа
Попытки российских властей успокоить напуганных местных инвесторов после частичной национализации нефтяного гиганта ЮКОС неадекватны, а качество экономической политики продолжает ухудшаться, считает советник Кремля Андрей Илларионов.
"Деловое сообщество пока не уловило серьезные сигналы, которые изменили бы его поведение", - сказал Илларионов в интервью.
Часто критикующий правительство, Илларионов был в числе первых чиновников, публично осудивших разрушение ЮКОСа, заявив, что Кремль отклонился от курса рыночных реформ, которые были двигателем роста во время первого президентского срока Владимира Путина. Илларионов, не имеющий политического портфеля, часто выступает в роли своего рода домашней оппозиции. Хотя Путин жестко контролирует российскую политическую систему, он терпимо относится к публичным дебатам высокопоставленных чиновников по некоторым вопросам.
Его последние комментарии прозвучали в то время, как Путин и его команда, столкнувшись с резким спадом внутренних инвестиций и замедлением экономического роста, в прошедшие недели пытались успокоить лидеров бизнеса, встревоженных делом ЮКОСа. На мартовской встрече с руководителями компаний в Кремле Путин пообещал обезопасить многие неоднозначные приватизационные сделки 1990-х годов от судебного пересмотра, изменив срок давности, и обуздать налоговых инспекторов, которые засыпали ЮКОС и другие компании претензиями по недоплаченным налогам.
Но Илларионов отметил, что этих шагов "недостаточно, чтобы перевесить негативные последствия массы принятых решений, идущих в противоположном направлении". По его словам, Кремль начал отход от рыночной политики в 2003 году, увеличивая, а не уменьшая роль государства в экономике, но результаты стали видны лишь в прошлом году.
"К сожалению, на нашем горизонте, похоже, маячит Венесуэла", - заявил он, имея в виду десятилетия экономической стагнации, последовавшие за национализацией нефтяной отрасли в этой стране.
Пока рост в России остается сравнительно сильным: по официальным данным, в прошлом году он составил 7,1%. Но рост внутренних инвестиций резко замедлился, так как местные компании тревожит инвестиционный климат. Инвестиции в нефтяной сектор в прошлом году упали, что способствовало резкому замедлению роста производства. Утечка капиталов, которую в начале первого срока Путина удалось приостановить, когда он снизил налоги и предпринял шаги по либерализации экономики, увеличилась.
Правительство отреагировало на признаки замедления роста предложениями увеличить расходы, которые уже растут из-за того, что власти подняли размер социальных пособий, чтобы успокоить общественное возмущение по поводу неумелой реформы льгот. Но щедрость правительства усиливает опасения, что налоговая ответственность, которая помогла России выйти из состояния экономической неэффективности конца 1990-х годов и стать моделью финансовой открытости, будет подорвана.
Увеличение государственных расходов, когда цены на главные экспортные товары страны рекордно высоки, а инфляция уже ускоряется, "не предвещает стабильности, необходимой для поддержания роста частных инвестиций выше 6%", заявил вчера Рональд Нэш, аналитик московской брокерской фирмы "Ренессанс Капитал". "Не надо спешить с выводом, что Путин опять превратился в дружественного бизнесу реформатора, каким его хотели видеть в 2001 году".
В тот момент рыночная политика, по оценке Илларионова, способствовала 6,5% экономического роста, а остальное пришлось на долю высоких цен на главные предметы российского экспорта. В прошлом году, по подсчетам Илларионова, ухудшение правительственной политики привело к снижению темпов роста на 3,1%.
В последние недели появились признаки того, что правительственные чиновники, имеющие репутацию либералов, берут верх над теми, кто, включая премьер-министра, выступает за еще большее государственное вмешательство в экономику.
Но Илларионов заявил, что эти признаки говорят о "мини-оттепели", а не о решительном повороте. Он подчеркнул, что отход от рыночной политики в последние два года, по-видимому, изменил критерии. "В России предпринимаются попытки употреблять слово "либералы" в странном смысле, - сказал он. - Если человек, находящийся у власти, не отбирает чужие компании и не сажает бизнесмена в тюрьму, то он либерал. Не думаю, что это правильно".
Многие считают дело ЮКОСа местью Кремля за политические амбиции владельца компании, миллиардера Михаила Ходорковского. Прения сторон в суде над ним по обвинениям в преступных махинациях и неуплате налогов завешаются в Москве на этой неделе. ЮКОСу предъявили налоговые претензии на сумму 28 млрд долларов, а его главное подразделение, "Юганскнефтегаз", правительство продало в декабре, чтобы покрыть часть долга. В итоге "Юганск" оказался в руках государственной нефтяной компании "Роснефть".