Эффективны ли террористы-смертники для достижения долгосрочных целей, которые преследуют организаторы терактов? - вопрошает в своей статье в The Los Angeles Times Макс Бут, старший научный сотрудник Council on Foreign Relations. "Джихадисты твердят, что возлюбили смерть в то время, как Запад любит жизнь, и это, дескать, обеспечивает им непреодолимое преимущество, перед которым обычная армия бессильна", - пишет автор.
В действительности самая полная база данных о терактах смертников с 1980 года (ее составил Роберт Пейп из Чикагского университета) наводит на противоположные выводы. На взгляд автора, теракты смертников малоэффективны. Бут считает успешной лишь одну подобную кампанию - действия "Хизбаллы" в начале 1980-х годов, направленные на изгнание иностранных миротворцев из Ливана. Да и то причина в том, что США и Франция не придавали Ливану огромного стратегического значения, считает автор. Эффект от убийства израильских военнослужащих смертниками "Хизбаллы" был намного меньше. "Отказавшись от использования террористов-смертников, "Хизбалла" молчаливо признала их невысокую эффективность", - заключает автор. То же самое доказывает опыт "Хамаса" и террористов-смертников в Ираке, полагает он.
На взгляд автора, теракты 11 сентября 2001 года вовсе не помогли "Аль-Каиде" осуществить ее основные стратегические цели: "она не свергла ни одного режима на Ближнем Востоке, не говоря уже о создании фундаменталистского халифата, и, возможно, даже более далека от этих целей, чем до 2001 года, так как варварские теракты вызвали отпор США и их союзников".
По мнению автора, теракты смертников - крайнее средство слабых и отчаявшихся. "Едва первоначальный шок ослабевает, бесчеловечность терактов восстанавливает общественное мнение против их организаторов", - заключает он.