Единственный, кто отказался поставить подпись под "Энергетическим воззванием", в котором 40 топ-менеджеров из всех отраслей германской экономики поддержали будущее атомной энергии, был Петер Лёшер - глава крупнейшей индустриальной корпорации Германии, пишет газета Die Welt.
"В концерне Siemens нежелание Лёшера сейчас расценивают как подтверждение его давнего отношения к атомной энергии. Довольно оригинальная трактовка", - отмечают авторы статьи. Ведь еще в марте 2009 года этот 59-летний австриец подписал меморандум о "Создании совместного предприятия в области ядерной энергетики". Причем именно в тандеме с российской госкорпорацией Росатом он видел Siemens одним из крупнейших в мире поставщиков атомных реакторов. "Мы хотим вместе с Росатомом стать партнером номер один в мире по строительству новых и модернизации уже существующих реакторов", - заявил Лёшер на торжественной церемонии в Берлине.
Однако "Фукусима" изменила и мир Siemens. Речь теперь идет об отказе атомной отрасли, говорится далее в статье. "Разумеется, мы изучаем варианты дальнейшего использования атомной энергии. Но после "Фукусимы" мы не можем прятаться от реальности. Мы должны тщательно проанализировать создавшуюся ситуацию", - говорит Лёшер. А это значит, что германо-российское СП может стать историей, так и не появившись на свет.
На вопрос, есть ли будущее у атомной энергетики, Лёшер отвечает, что "это зависит не от Siemens, а от общей ситуации в энергетической области", которая ухудшилась не только в Германии.
"Расширение бизнеса в области возобновляемых источников энергии, в том числе поглощение фирм, уже занятых в этой отрасли, представляется для Siemens более надежное перспективой - и, возможно, выгодно отразится на курсе акций", - считает аналитик Тео Китц из Merck Finck & Co. "Атомная энергия не лучшим образом вписывается и в "зеленый имидж", который культивирует Siemens. Компания презентует себя как лидера в использовании альтернативных источников энергии и может теперь на этом сосредоточиться".
В мире мало найдется концернов, которые в последнее время так усиленно стремились бы подчеркнуть разворот в сторону экологии, отмечает газета. Дошло даже до того, что Лёшнер стал питать слабость к галстукам сдержанного зеленого цвета, замечают журналисты. В минувшем году оборот Siemens c "зелеными продуктами" составил 28 млрд евро, до 2014 года этот сегмент задумано поднять до 40 млрд. В "зеленое портфолио" Siemens входят ветросиловые установки, поезда, "умные" электросети, эффективные газовые и паровые турбины, энергосберегающие лампочки и светодиоды.
Тема экологии будет также в центре нового направления, которое должно встать в один ряд с такими опорами концерна Siemens, как "промышленность", "энергия" и "здоровье". Его название - "инфраструктура & города". Города, которые должны срочно изменить свою экологическую ситуацию, рассматриваются как будущие клиенты.
В среднесрочной перспективе концерн планирует увеличить свой оборот на треть, до 100 млрд евро. Похоже, что атомная энергия уже не вписывается в концепцию его развития.
С присоединением в 1988 году Kraftwerk Union (KWU) мюнхенский концерн стал сильным игроком на энергетическом рынке. На него посыпались миллиардные заказы. Но в последующие годы атомный бизнес утратил свое значение. Именно поэтому в 2001 году Siemens создал СП со своим французским конкурентом, известным сегодня под названием Areva NP, говорится в статье.
Госконцерн Areva слывет одним из ведущих предприятий атомной отрасли. Ее руководство, несмотря на "Фукусиму", продолжает считать, что за ядерной энергетикой будущее. Исходя из постулатов "энергетическая безопасность, охрана окружающей среды и рентабельность", ядерная энергетика является, по мнению концерна, "самым оптимальным источником электричества".
Однако сотрудничество с французами складывается для Siemens не так, как задумывалось. Будучи младшим партнером, Siemens владеет 34% акций Areva NP. После безуспешных попыток заполучить контрольный пакет акций, Siemens попытался выйти из альянса - тем более, что это являлось условием сотрудничества с русскими. Но до сих пор заявленный еще в 2009 году выход из Areva NP не завершен. Обе стороны обвиняют друг друга в нарушении договора, и теперь решение этого спора - за Парижским арбитражным судом, говорится далее в статье.
Это принципиально важно для оценки стоимости доли Siemens в этом предприятии. По экспертным оценкам, его 34-процентный пакет оценивается в 1,62 млрд евро. Эта сумма может вырасти на 40% или столько же потерять в зависимости от того, на чью сторону встанут судьи. Возможно, решение будет принято уже на будущей неделе.
Не менее спорным является вопрос, не будет ли Siemens, выйдя из Areva NP, исключен на ближайшие восемь лет из бизнеса с атомными технологиями. Изучением этого вопроса занимаются специалисты по картельным вопросам Евросоюза.
В Москве тщательно следят за возможным изменением политики Siemens, отмечают авторы статьи. "Прогресс в альянсе с Siemens мы не можем комментировать до тех пор, пока суд не закончит рассмотрение дела Areva", - говорит официальный представитель Росатома Сергей Новиков. Однако за кулисами ведутся дискуссии о том, насколько надежным партнером является Siemens в перспективе.
Планировалось, что альянс с Siemens поможет Росатому занять более выгодные позиции на международном энергетическом рынке. Придать в глазах клиентов убедительности должно было бы клеймо "made in Germany", ведь у российской экономики не так много экспортных товаров, не считая сырья. Помимо оружия, это лишь ядерные технологии. Но "после Японии некоторые заказы оказались под вопросом", говорит Булат Нигматулин, бывший вице-премьер по атомной энергетике и опытный эксперт в этой области.
Тем не менее Росатом, ждет сигналов из Мюнхена в расчете на сотрудничество. Благодаря Siemens Росатом получит весь набор долгожданных ноу-хау, считает Нигматулин. Но если альянс с Siemens не состоится, то, по всей видимости, Росатом будет сотрудничать с Areva или китайцами, считает эксперт.
В любом случае Лёшер будет действовать осторожно, чтобы не спугнуть своих российских деловых партнеров. Ведь сейчас у него превосходные контакты с самыми влиятельными в России людьми. Siemens успешен в России как никакой другой концерн и высоко ценится Путиным как "партнер по модернизации". И это, как отмечает газета, находит отражение, к примеру, в миллиардных заказах для российских железных дорог.