На проходящей в эти дни Международной промышленной ярмарке в Ганновере Россия выступает в качестве страны-партнера. Однако партнер этот, замечает немецкая газета Frankfurter Allgemeine, очень неравный. Хотя торгово-экономические отношения двух стран действительно находятся в отличном состоянии, а рост товарооборота в прошлом году достиг рекордных 80 млрд евро, качество поставляемой продукции серьезно различается. К тому же Россия для иностранных компаний куда более привлекательна как рынок сбыта, нежели в качестве страны, в которой иностранные производители стремятся размещать свои производственные мощности. И виновата в этом, отмечает издание, политика Кремля, зачастую тормозящая развитие собственной страны.
Во-первых, говорится в материале, в России, в отличие от Германии, просто-напросто нет мелких и средних предприятий, обладающих каким-либо инновационным потенциалом, да и вообще эти предприятия по международным меркам играют в экономике всей страны незначительную роль. Потенциал российской промышленности, говорится далее, также невелик, ее продукция большинстве случаев неконкурентоспособна для экспорта. Так, в 2011 году Россия поставила Германии продукции на 41 млрд евро. Правда, подчеркивает издание, почти три четверти всех поставок пришлись на нефть и природный газ, далее с огромным отрывом шли металлы. Немцы же, в свою очередь, поставили в Россию товаров "всего" на 34 млрд евро, но и ассортимент приобретенной продукции оказался намного шире. Так, на одни только машины, в том числе автомобили и их комплектующие, пришлось порядка 20% от общего объема поставок. Причины того, что немецкие экспортеры столь успешны в России, отмечает Frankfurter Allgemeine, заключаются в том, что отечественное производство не может конкурировать с немецкими производителями.
Также Россия, говорится в статье, является не самым лучшим местом с точки зрения размещения производства; препятствуют этому плохая инфраструктура, недостаток квалифицированных специалистов, потенциальное отсутствие правовой безопасности, бюрократия и коррупция. Именно поэтому многие немецкие компании среднего звена продвигаются на российский рынок медленно. Они предпочитают не строить здесь свои заводы, ограничиваясь лишь сбытом своей продукции, как это и бывает в большинстве случаев.
Также негативную роль, подытоживает издание, играют ввозные пошлины на различные товары, например утилизационного сбора для иномарок, и протекционистская политика Кремля. Именно она стоит на пути столь необходимой для российской промышленности модернизации.