В эти выходные канцлер Германии Ангела Меркель открыла совместно с президентом России Владимиром Путиным Международную промышленную ярмарку в Ганновере. Еще до встречи лидеров обоих государств, пишет Der Spiegel, было понятно, что гармонии ожидать не приходится. В то время как Путин говорил о последовательном расширении и укреплении торгово-экономических отношений между Россией и Германией, Ангела Меркель решила затронуть еще одну тему. По словам немецкого канцлера, отношения обеих стран "только выиграют, если в России будет активное гражданское общество". Также Ангела Меркель заявила, что "неправительственные организации, новые объединения, общественные организации, которые двигают вперед инновации, тоже должны иметь свои шансы в России".
Как известно, такую реакцию вызвали проверки в ряде работающих в России некоммерческих организаций, в том числе в немецких фондах - Фонде имени Фридриха Эберта и Фонде Конрада Аденауэра. Действия российских властей, помимо фрау канцлер, резко осудили кандидат от СДПГ на пост канцлера ФРГ Пеер Штайнбрюк и министр экономики и технологии Филипп Рёслер.
Визит Путина в Ганновер, говорится далее, сопровождался акцией протеста, в которой, по оценкам немецкой полиции, участвовало до 350 человек. Собравшиеся обвинили российского лидера в блокаде демократии. Глава немецких "зеленых" Клаудия Рот вообще назвала Владимира Путина "деспотом", пытающимся с помощью давления на НКО "криминализировать, запугать, оклеветать и дискредитировать их работу в России".
Как подчеркивает Der Spiegel, Путин во время выступления тему НКО не затронул. Российский президент сделал упор на другие моменты - хорошие экономические показатели России, малую государственную задолженность, стабильность, значительные золотовалютные резервы, возросшие объемы российско-германской торговли и максимальную за последние 19 лет рождаемость в стране.
Таким образом, политика Германии по отношению к России стоит на распутье: с одной стороны, Германия не желает отказываться от выгодного "стратегического партнерства" с Россией, с другой стороны, очевидно, что Путин своим репрессивным политическим курсом сам нагромождает препятствия для сближения", подытоживает Der Spiegel.