Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 августа 2002 г.

Скотт Петерсон | The Christian Science Monitor

Узбеки блокируют коридор поставки ядерных материалов

Компьютер на этом средне-азиатском приграничном посту сохраняет фотографию каждого проезжающего мимо транспортного средства, как снимок преступника, - а также измеряет его радиационный фон.

Каждый автомобиль, каждая сумка, каждое человек, проезжающие мимо этого красивого здания с куполом из Казахстана в Узбекистан, проверяются на наличие радиоактивных материлов с помощью современного детектора, покупку которого оплатили США.

Эти горячие пыльные перекрестки неожиданно стали передовой международной борьбы с терроризмом, проводимой на деньги США.

С развалом Советского Союза в 1991 г. Средняя Азия стала регионом, где можно приобрести и откуда можно легко вывезти радиоактивные материалы. Уровень контроля на границах между новыми независимыми государствами очень низок. Именно здесь могут заполучить необходимыми материалами такие организации, как Аль-Каида. Террористам намного легче создать радиоактивную "грязную" бомбу, чем обычное ядерное оружие. По данным Международного агентства по атомной энергии при ООН с 1993 до конца прошлого года зарегистрирован 181 случай незаконной перевозки радиоактивных веществ. Высокопоставленные американские чиновники говорят, что Джо Падилла, арестованный в мае американский гражданин, который, возможно, является членом Аль-Каиды, участвовал в попытках создать "грязную" бомбу из среднеазиатских ядерных материалов.

"Грязная" бомба позволяет развеять радиоактивные вещества с помощью обычных взрывчатых веществ. Ее можно сделать из таких ядерных материалов, которые вывозились в десяти контейнерах на приехавшем из Казахстана грузовике с металлоломом, остановленным у этих ворот в марте 2000 г. Опасный груз обнаружили узбекские таможенники, вооруженные портативными детекторами, которыми их обеспечили сотрудники американской таможенной службы. Шофер иранец следовал в Пакистан.

Таможенная служба США, министерство энергетики, Госдепартамент и министерство обороны реализуют несколько программ по борьбе с контрабандой ядерных материалов. В июне центральное финансово-контрольное управление США подвергло эти программы критике, указав, что в 30 странах эти ведомства - а также ФБР и Береговая охрана - действуют, не выработав общей стратегии. Однако представители властей США и Узбекистана утверждают, что их деятельность приносит плоды.

Незадолго до 11 сентября 80 таможенников и пограничников государств Средней Азии, в том числе представители Узбекистана, прошли специальный курс подготовки в Идальго, штат Техас, организованный Таможенной службой США. Им рассказывали о самых современных методах обнаружения компонентов ядерного, химического и биологического оружия. Они научились пользоваться оптоволоконными приборами, рентгеновскими устройствами, компьютерами.

После 11 сентября усилия, направленные на модернизацию ядерных объектов и тренировочных баз в Узбекистане, активизировались. Реализуемая в России программа "Сокращение ядерной угрозы" обрела новую жизнь - и получила сотни миллионы долларов от Белого дома, который до 11 терактов в США относился к этой программе скептически.

"Распространение таких веществ беспокоит весь мир, - сказал Бехзод Юлдашев, глава института ядерной физики в Ташкенте, президент Узбекской Академии Наук. По его словам, Узбекистан является "ключевым транзитным регионом", и значение государства вырастет после того, как новая автотрасса соединит Париж и Шанхай.

Недавно, когда узбекские таможенники осматривали с помощью сканера грузовик, сработала сирена. Детекторы настолько чувствительны, что среагировали на мраморные строительные материалы, уровень радиации которых лишь немного превышал норму. Ложная тревога.

Точно такое же оборудование, купленное на деньги США и европейских стран - в том числе различные миниатюрные детекторы - применяются в ташкентских аэропортах.

"Вам, американцам, не стоит волноваться. Мы прекрасно понимаем, насколько опасна радиация и оружие массового поражения, - сказал узбекский таможенник, полковник Джалилов Садридин. - Это - первая линия обороны в регионе. Казахстан и Киргизия утратили контроль над ядерными материалами. Там их достаточно просто достать".

Уверен ли полковник Садридин в том, что с помощью американских и европейских доноров, а также Международного агентства по атомной энергии, Узбекистан сможет остановить контрабанду? "На сто процентов", - говорит он.

С помощью одних только детекторов контрабанду не пресечь. Они не позволяют следить за тем, как пограничники получают взятки. Один западный дипломат в Ташкенте сказал, что сотрудничество Узбекистана - страны, не располагавшей ядерным оружием в советские времена, но расположенной на пересечении средне-азиатских транзитных путей - имеет крайне важное значение.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru