В России масса возможностей для частных инвестиционных фондов, но незнание местных особенностей и инвестиционные риски сдерживают толпы иностранцев.
Фирма Baring Private Equity Partners, подразделение голландского банка ING Groep NV, стала одним из немногих иностранных игроков в России. В 1994 году она создала там предприятие, чтобы извлечь выгоду из программы приватизации.
Стратегия принесла плоды: затраченные средства вернули в тройном размере благодаря 16 реализованным инвестициям через первый частый инвестиционный фонд Baring Vostok ("Региональный фонд СНГ"), привлекший 160 млн долл. и сделавший инвестиции в 24 компании.
"Тогда мы проводили главным образом денежную приватизацию в отраслях, связанных с природными ресурсами - нефтяной и лесной промышленности, - заявил Майк Калви, управляющий партнер Baring Vostok. - Затем последовали новые технологические и телекоммуникационные компании, такие как "Вымпелком" и Golden Telecom, которые впоследствии начали фигурировать на Нью-Йоркской бирже и в списке Nasdaq соответственно".
Меняющиеся экономические условия открывают другие инвестиционные возможности, поскольку большая часть малых и средних предприятий недостаточно сильны, чтобы участвовать в открытых торгах.
Частные инвестиционные фонды могут также извлекать выгоду из наведения порядка на бывших советских предприятиях, обычно имеющих сотни подразделений и слабый финансовый контроль, а затем продавать преобразованные фирмы по привлекательным расценкам.
Однако частные инвестиционные фонды побаиваются неопределенностей российской правовой и финансовой инфраструктуры, говорит Джоанна Джеймс, директор-распорядитель Advent International Corp. В Центральной Европе Advent действует с 1994 года, но перед инвестициями в Россию остановился.
Инвесторы осторожничают после российского финансового кризиса 1998 года, хотя с тех пор экономика значительно укрепилась. Уже после кризиса, в марте 2002 года, второй фонд Baring собрал 205 млн долл. и к настоящему моменту инвестировал 50% этих средств.
"Конкуренция есть, но со стороны российских фирм. Только 2% частного капитала в России являются иностранными инвестициями", - отметил Калви.
Russia Partners LP - единственный иностранный инвестиционный фонд с послужным списком такой же длины, как у Baring, также начавший действовать с 1994 года. Фондом руководит нью-йоркская инвестиционная компания Siguler Guff & Co. В настоящее время Russia Partners создает свой второй фонд, который должен привлечь 210 млн долл.
Его первый фонд к концу 1994 года привлек 155 млн долл., которые вложил в инвестиции в полном объеме, добавив еще 150 млн, полученных от трех других иностранных фондов. Они были реструктурированы после кризиса 1998 года.
Менеджеры местных и иностранных фондов подчеркивают важность присутствия на месте и знания местных особенностей. Основатель Russia Partners Дрю Гафф в 1991-93 годах был советником президентской администрации Бориса Ельцина по долгосрочным инвестициям.
Delta Capital, созданный в 1995 году, управляет направлением средств американских государственных фондов в частные инвестиционные фонды, действующие в России. Его U.S. Russia Investment Fund, находящийся в Москве, инвестировал 200 из 440 млн долл. в российские компании. С 2001 года Delta Capital появлялся на сцене шесть раз, в частности в июле прошлого года, когда он продал российскую компанию по производству воды "Святой источник" швейцарскому гиганту Nestle SA.