В промышленном городе Калуга скоро будут собирать новый вариант Polo. Автомобильный концерн из Вольфсбурга заявляет о повышении своей доли на российском рынке до 10%
Совсем недавно Калуга выглядела непривлекательно. В парках в центре города на каждом шагу валялись ветки, а некоторые киоски рынка, работавшего по выходным дням, и вовсе были опрокинуты. Через низменность, расположенную к юго-востоку от Москвы, пронесся ураганный ветер, сорвав бессчетное количество крыш. Однако плохая погода не сможет испортить хорошего настроения, которое царит сейчас в промышленном городе Калуга.
Вот уже несколько недель местные СМИ буквально захлебываются хорошими новостями и благоприятными прогнозами относительно будущего родного города. После многих лет упадка снова зародилась надежда: концерн Volkswagen выбрал этот по российским меркам небольшой промышленный город в качестве нового места производства своих автомобилей. Было рассмотрено более 70 мест, в основном недалеко от Москвы, пока вольфсбургский автомобильный концерн не сделал свой выбор в пользу Калуги. После продолжительного подготовительного этапа теперь все должно пойти гораздо быстрее.
Хартвиг фон Засс, пресс-секретарь VW, исходит из того, что строительство фабричных цехов будет начато уже в этом году. Первый цех будет построен в непосредственной близости от здания городского аэропорта, насчитывающего 330 тыс. жителей. Концерн планирует предоставить 3500 рабочих мест. На этом заводе будет собираться российский вариант Polo, а также некоторые модели автомобилей чешского дочернего предприятия VW концерна Skoda.
До настоящего времени автомобили марки Volkswagen были не так широко распространены в России. Их доля на российском рынке составляет около 3%. Причиной тому стали высокие таможенные пошлины на ввозимые авто. Кроме того, большой популярностью наряду с традиционными представителями отечественного автопрома пользуются японские автомобили. Однако немецкий концерн рвется вперед и уже заявил о повышении своей доли на российском рынке до 10%.
"Благодаря сборке автомобилей в Калуге импортные пошлины значительно сократятся", - утверждает пресс-секретарь крупнейшего немецкого автопроизводителя. Концерн выйдет на российский рынок с совершенно новой моделью автомобиля. Новый автомобиль будет собран на платформе Polo. Планируется, что это будет легковой автомобиль-седан с багажником, расположенным за стеклом задка кузова, который будет стоить менее 10 тыс. евро. Запчасти для этого автомобиля будут импортироваться из Германии и Чехии, а сами автомобили будут собираться в Калуге.
Более низкие импортные пошлины
Кремль поставил перед концерном условие - такое же, как и перед другими автопроизводителями: постепенно повышать долю российских запчастей в сборке. Согласно новым правилам, установленными Москвой, VW будет платить 3-процентную таможенную пошлину вместо 12,5% на импортируемые запчасти, взамен этого концерн должен будет в будущем году повысить долю российских запчастей в сборке автомобилей до 30%.
По заявлениям, доносящимся из центрального офиса VW в Вольфсбурге, концерн планирует инвестировать в строительство первого сборочного цеха до 270 млн евро. Далее будут вложены 100 млн евро в строительство кузовных цехов, где будут осуществляться окончательный монтаж и покраска автомобилей, - они будут введены в эксплуатацию в начале 2009 года. Согласно прогнозам, в скором времени с конвейера в Калуге будет выходить до 115 тыс. автомобилей ежегодно. Начиная с середины 2007 года, будет осуществляться сборка автомобиля Skoda Octavia.
Губернатор Анатолий Артамонов надеется, что размещение завода концерна VW станет началом подобной практики. "Этот сигнал поймут и другие отрасли промышленности". В Калуге нет недостатка в квалифицированном персонале, поскольку в советские времена здесь размещалось большое количество оборонных предприятий. Кроме того, в городе есть много технических учебных заведений, имеющих достойную репутацию. После развала заводов, которые производили двигатели и турбины для Красной армии, многие технические специалисты были вынуждены переехать в расположенную неподалеку Москву. "Сейчас снова появился шанс вернуть людей в их родной город".
Эту уверенность разделяет и Виктор Хотеев, корреспондент агентства "Интерфакс" в Калуге: "Специалист с высокой квалификацией получает сейчас в городе около 200 евро. Мы надеемся, что ситуация изменится к лучшему". По сравнению с другими российскими городами, ситуация с рынком труда в Калуге выглядит уже сегодня не так уж и плохо. И все благодаря заводам таких компаний, как Nestlé, завода южноафриканского пивоваренного концерна SAB Miller, сербской фармацевтической компании Chemopharm и финской фирме по производству упаковочных материалов.
От внимания россиян не ускользнул тот факт, что Volkswagen в ходе взятого им курса на восстановление платежеспособности поставил под вопрос около 20 тыс. рабочих мест на своих западноевропейских заводах. В российских СМИ в этой связи то и дело появлялись сообщения. "Вполне понятно, почему многие немецкие сотрудники отнеслись сначала скептически к строительству нового завода в России, - говорит Хотеев. - Однако в настоящее время на Западе пришли к выводу о том, что извне российский рынок гораздо сложнее обслуживать". Для этого требуется более тесное сотрудничество, что принесет и российской, и немецкой стороне ощутимую прибыль.