Во вторник в центре внимания западных СМИ продолжает оставаться ситуация на Ближнем Востоке. Журнал Newsweek в статье "Око за око" пишет о том, что Израиль воюет с противником, оснащенным высокими технологиями. "Хизбаллах" сумела даже подслушать военные переговоры Израиля, когда началось его ливанское наступление, пишет издание.
"Хизбаллах" оказывается чем-то принципиально новым, арабской партизанской армией с современным вооружением и железной дисциплиной. У ее бойцов наличествует риторика джихада о войне до последней капли крови, но при этом они носят бронежилеты и пользуются спутниковой связью для координации атак. Тактику они, возможно, переняли у Че, но их оружие - из Ирана, и это не только автоматы и гранатометы. По сообщениям, они уничтожили три новейших израильских танка Merkava ракетами с радионаведением, подбили израильский корабль ракетой "земля - море", посылали на разведку беспилотные летательные аппараты, устанавливали подслушивающие устройства вдоль границы и устаивали засады, используя приборы ночного видения.
Это сочетание современной убойной силы с древним фанатизмом принесло страшные плоды. К концу прошлой недели были убиты 45 израильских солдат и погибли 250 боевиков. В результате обстрелов погибли 33 мирных израильтянина и более 480 ливанцев. Но "Хизбаллах" хвасталась своими успехами. Израиль продолжал наземное наступление, однако прогресс был болезненно медленным: одна ливанская деревушка за раз, пишет журнал.
Вся система координат в войне такого рода изменилась, и даже израильтяне сквозь зубы высоко оценили своих врагов. Вооружения, развернутые "Хизбаллах", обычно ассоциируются с государством, а государства легко сдерживает такая превосходная армия, как израильская. У государств есть города, которые надо защищать, жизненно важная инфраструктура. "Хизбаллах" в какой-то мере зависит от поставок, идущих из Ирана через Дамаск, а на прошлой неделе Израиль разбомбил последние дороги из Сирии в соседнее государство. Но полагают, что "Хизбаллах" сделала запасы как минимум еще на месяц, а ее боевики при необходимости могут затеряться среди мирного населения.
Итальянская La Repubblica пишет о смене тактики боевиков в статье под заголовком "Насралла сменил установку: не уничтожать еврейское государство, а залить его кровью".
Успех или провал прекращения огня в Ливане будет в значительной степени зависеть от мнения одного лица - шейха Хасана Насраллы, лидера "Хизбаллах": за четыре недели боев с израильской армией безмерно возрос его авторитет и авторитет его партии. Шейх Насралла может продолжать сражаться с израильскими войсками на юге Ливана, заявляя, что его долг - изгнать оккупантов; аналогичным образом он поступал в годы, предшествовавшие уходу израильтян в 2000. Он также может пойти на прекращение огня, возможно, в попытке заполучить новое оружие, снискав благодарность Ливана и значительной части мирового сообщества.
Аналитики ожидают появления половинчатого решения, например, подразумевающего прекращение широкомасштабных ракетных обстрелов, но продолжение атак со стороны боевиков "Хизбаллах" против израильских солдат, и Израиль в данном случае ожидают тяжелые последствия. В любом случае, у арабского мира сегодня появилась новая ключевая фигура, считает газета.
"Это самый могущественный человек на Ближнем Востоке", - сказал в приватной беседе вице-премьер одной из арабских стран, комментируя одно из интервью Насраллы. В речах шейха Насраллы - черный тюрбан которого свидетельствует о том, что он sayyid, религиозный деятель, который является потомком пророка Мухаммеда, - находит отражение резкий поворот в стратегии: он уже не грозит уничтожить Израиль, учитывая его преобладающую военную мощь. Он обещает залить его кровью и заставить пойти на уступки.
Насралла родился в Бейруте в 1960 году и вырос в квартале Карантина в Восточном Бейруте, в котором в бедности жили христиане-армяне, друзы, палестинцы и шииты. У его отца была фруктовая лавка, но в 1975 году, с началом гражданской войны, его семья была вынуждена бежать в деревню на юге Ливана, откуда отец был родом. Насралла, самый старший из девяти сыновей, рано обратившийся к религии, решил пойти учиться в самую престижную шиитскую семинарию, hawza, в иракском Эн-Неджефе. Он бежал оттуда в 1978 году, незадолго до того, как там появилась тайная полиция Саддама Хусейна, и вернулся в Ливан, чтобы присоединиться к "Амаль" - движению ливанского сопротивления, новому шиитскому милиционному формированию. Он стал командиром в долине Бекаа, когда ему было чуть больше 20 лет. Потом он понял, что исламская революция, которую возглавил аятолла Рухолла Хомейни в 1979 году, была настоящим примером для тех, кто хотел покончить с традиционным второсортным статусом шиитов, и вступил в "Хизбаллах", которая сформировалась в начале 1980-х. В 1989 году он непродолжительное время учился в семинарии в Куме в Иране.
"Ливанская политика, особенно с тех пор, как Насралла обрел свою роль, превратилась в его персональный цирк, - сказал профессор Шарара, ливанский социолог. - Он построил этот цирк на саморекламе, лжи, страхе, безумных надеждах и нереальных мечтах. Он заставил поверить ливанцев, что он их не покинет, не сделает ничего, что могло бы нанести им вред, и в то же время он вселил в них страх: страх перед Насраллой. Он знал, что люди ему поверят, и соблазнил их своими словами".
La Stampa пишет о том, что накануне Лига арабских государств поддержала требования Ливана о внесении изменений в резолюцию ООН, но Джордж Буш-младший ответил из Кроуфорда, выступив в защиту нынешнего варианта, возлагающего на "Хизбаллах" ответственность за возникновение кризиса и требующего оказать давление на Сирию и Иран. В таких условиях состоится заседание Совета Безопасности ООН с участием Ливана, Израиля и Лиги арабских стран.
Министры иностранных дел ЛАГ, собравшиеся в Бейруте, продемонстрировали мощную солидарность с Ливаном, заслушав в здании парламента эмоциональную речь премьер-министра Фуада Синьоры против "государственного терроризма, практикуемого Израилем" и выразив единодушную поддержку о внесении изменений в представленный Францией и США проект резолюции, которая должна включать пункт о немедленном уходе Израиля из Ливана.
Саммит Лиги арабских государств только-только завершился, когда президент США выступил с заявлением на техасском ранчо в Кроуфорде. Рядом с ним находилась госсекретарь США Кондолиза Райс. "Обе стороны не придут к согласию по всем пунктам резолюции, но главной целью является укрепление правительства Ливана", - заявил Буш, подчеркивая, что в интересах Синьоры согласиться с резолюцией.
Выступая в защиту резолюции, признающей право Израиля защищаться, если атаки будут продолжаться, Буш ясно заявил: "Этот конфликт был спровоцирован "Хизбаллах", которая пытается создать хаос, чтобы препятствовать миру на Ближнем Востоке, мир должен объединиться для решения этой проблемы, мировое сообщество должно оказать давление на "Хизбаллах", а также на ее спонсоров, Сирию и Иран, чтобы они знали, что поддержка терроризму недопустима и они не могут поставлять оружие боевикам "Хизбаллах".
Буш видит в резолюции ООН инструмент для нейтрализации боевиков "Хизбаллах", являющихся "воплощением тоталитаризма, исламофашизма и исламского радикализма, которые хотят остановить наступление демократии, убивая невинных".
Никогда раньше с момента начала конфликта хозяин Белого дома не представал таким решительным; воспользовавшись случаем, он также ответил на ливанские возражения по поводу "политической природы "Хизбаллах". "Это партия, но проблема в том, что у нее есть военное крыло, которое вооружают зарубежные страны, пытающиеся оказать влияние на Ближний Восток путем неспровоцированных ударов". Если Буш повышает ставку на "Хизбаллах" и оказывает давление на Сирию и Иран, то лишь потому, что франко-американская резолюция вскоре будет принята, считает издание.
Между тем полным ходом идет подготовка к созданию многонациональных сил. 11 стран уведомили генерального секретаря ООН Кофи Аннана о том, что готовы предоставить войска: это Австралия, Бразилия, Чили, Франция, Гана, Индонезия, Италия, Литва, Малайзия, Нигерия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Испании и Турция.
Financial Times Deutschland обращает внимание на то, что во время войны в Ираке в 2003 году практически в каждом информационном сообщении из района боевых действий присутствовало предупреждение: осторожно, дорогие телезрители/читатели/редакторы! Постоянно помните, что некоторая часть информации исходит от воюющих сторон и может оказаться пропагандой.
Во время войны между "Хизбаллах" и Израилем похожих предупреждений до сих пор практически слышно не было. Новости последних дней показывают, насколько такое представление ошибочно. Репортажи из районов боевых действий неоднозначны и не являются независимыми. Недавно один репортер CNN признал, что телевизионные съемки на разрушенном юге Бейрута проходили под руководством и строгим контролем расквартированных там представителей "Хизбаллах", пишет издание.
Число жертв в некоторых случаях приходилось подвергать существенной ревизии, а эта статистика во многом определяет мировое общественное мнение. Премьер Ливана Фуад Синьора сообщил в понедельник министрам иностранных из стран Лиги арабских государств о 40 убитых при нападении на деревню Хула; но уже во второй половине цифру пришлось править - убит был один человек. После драматического промаха Израиля в Кане речь сначала шла о 60 убитых, в том числе о 37 детях. Но сейчас Красный крест и Human Rights Watch говорят, что их как минимум вдвое меньше.
Откровенные манипуляции были обнаружены даже в уважаемом агентстве Reuters: его фотограф Аднан Хадж, который также работал в Кане, дополнительно "драматизировал" на компьютере цифровые фотографии. Опозоренное агентство рассталось с Хаджем и изъяло из своей базы почти тысячу его фотографий.
Британская The Times пишет о том, что пока Израиль и "Хизбаллах" обмениваются бомбами и ракетами, жаждущий нефти Китай осуществляет собственную зловещую стратегию.
Подоплекой сегодняшней истории на Ближнем Востоке является война по доверенности, где Израиль от имени США открывает огонь по "Хизбаллах", которая сражается от имени Ирана и Сирии. В действительности это можно еще расширить и назвать участников представителями Запада, с одной стороны, и воинствующего ислама - с другой.
Десятилетиями Китай наращивает влияние на Ближнем Востоке. То, что это почти не освещается, идеально вписывается в китайскую стратегию. Как выразился когда-то Дэн Сяопин, Китай должен "прятать яркость и культивировать незаметность, чтобы выждать время и наращивать возможности". Когда Китай займет место мировой державы, его влияние в регионе уже не будет незаметным, и сегодня это нельзя игнорировать, считает газета.
Сегодня такие страны, как Саудовская Аравия, Иран и Пакистан (ключевые государства региона), имеют крепкие отношения с Китаем, который они, по всей вероятности, считают противовесом американскому влиянию на Ближнем Востоке и за его пределами.
Государственный визит Цзяна в Саудовскую Аравию в 1999 году скрепил то, что он назвал "стратегическим нефтяным партнерством". В 1996 году Саудовская Аравия экспортировала в Китай 60 тысяч баррелей в день. К 2000 году экспорт достигал 350 тысяч баррелей в день (17% нефтяного импорта Пекина). Иранский нефтяной экспорт рос еще быстрее, с 20 тысяч баррелей в день в 1995 году до 200 тысяч баррелей в 2000.
В анализе нынешней войны по доверенности Иран справедливо называют силой, стоящей за "Хизбаллах", и ее поставщиком оружия. Но вопрос, откуда берет оружие Иран, игнорируется. А это Китай продает Ирану танки, самолеты, артиллерийские орудия, крылатые и противотанковые ракеты, ракеты "земля - земля" и "земля - воздух", а также корабли и мины. Он является также главным поставщиком оружия массового уничтожения в Иран и, как полагают почти все инспекторы, незаконно занимается поставкой ключевых элементов иранской программы ядерного и химического оружия. И это при том, что Китай подписал Договор о ядерном нераспространении и Конвенцию о химическом оружии, пишет газета.
Китай продал атомные реакторы Алжиру, Ирану, Сирии и Саудовской Аравии, китайские чертежи ядерного оружия были найдены в Ливии. Он также провел с Сирией переговоры о продаже баллистических ракет M11. Китай - один из немногих мировых поставщиков баллистических ракет и может назначать высокую цену. Например, от саудовцев, которым он продал ракеты CSS2, он потребовал оплаты наличными, обеспечив одновременно закрепление важных стратегических отношений и возможность отрицать сделку.
Однако, как все наиболее успешные незаконные торговцы, Китай идеологически распутен в своих отношениях. Охотно поставляя оружие врагам Израиля в обмен на нефть, он с не меньшей радостью торгует с Израилем в обмен на его технологии. Как сказал Биньямин Нетаньяху китайцам, когда, будучи премьер-министром, выступал за израильские инвестиции в Китай: "Израильские технологии ценнее, чем арабская нефть". По оценкам, торговля оружием между Израилем и Китаем составляет от 1 млрд до 3 млрд долларов. Но в данном случае поток оружия и военных технологий направлен из Израиля в Китай.