В мире древнего искусства оперы взлет Анны Нетребко стал самым громким событием со времен знаменитой Каллас. Певице-сопрано еще нет 35 лет, и она красавица. Она красавица не из-за своего сопрано - она просто красавица, как кинозвезда, как модель. Она просто чудо: после постановки "Травиаты" прошлым летом в Зальцбурге все сходят с ума по ее последнему моцартовскому дебюту - партии Сюзанны в "Женитьбе Фигаро".
Никто из других известных участников фестиваля не давал столько интервью, не выступал по телевидению, не имел такого количества фото в витринах. У Нетребко эксклюзивный контракт с Deutsche Grammophon и биография, прекрасно подходящая для очерков с фото на обложках модных журналов.
Анна родилась в Краснодаре, переехала в Санкт-Петербург, чтобы учиться пению, и зарабатывала себе на жизнь мытьем полов за 300 рублей в месяц в Мариинском театре, который в коммунистическую эпоху назывался театром имени Кирова, а сегодня стал намного популярнее, чем Большой. Потом было решающее прослушивание у художественного руководителя театра Валерия Гергиева ("Да ты еще и петь умеешь!") и потом работа в театре в качестве сопрано.
Анна демонстрирует свое умение пользоваться хорошо поставленным голосом, подбирать репертуар. И вот в ближайшую пятницу она выступит в рамках первого в Италии фестиваля Sole di Cortona.
- Почему именно Кортона?
- Потому что меня пригласили, потому что у меня было три свободных дня, потому что это красивейшее место и прекрасный фестиваль и еще потому что для меня большая радость петь вместе с Дмитрием (Хворостовским).
- Когда вы будете дебютировать в Ла Скала?
- Я сама себя об этом спрашиваю. Проблема с выступлениями в Италии всегда одна: они планируют сезоны слишком поздно и часто их меняют. У меня пока нет конкретных планов. Уверена лишь в одном: я бы с удовольствием там выступила.
- Что вы будете делать в других странах?
- В предстоящем сезоне я будут петь в "Манон" в Лос-Анджелесе, в "Сомнамбуле" в Вене, в партии Мими и Эльвиры в "Пуританах" ("Манон" - опера Массне, "Сомнамбула" и "Пуритане" - оперы Беллини. - Прим. ред.), снова "Манон" в Вене и на множестве концертов по всему миру.
- Очень осторожный выбор. Есть ли опера, которая вам очень нравится, но в которой вы никогда не будете петь?
- Мне очень нравится "Лулу" Берга. Но никогда не говори "никогда".
- Режиссура Клауса Гута "Фигаро" в Зальцбурге была неоднозначно воспринята. Вам она понравилась?
- На мой взгляд, это не самый идеальный спектакль, но, безусловно, это очень умела постановка. Возможно, он слегка затянут.
- Давайте перейдем от примадонны к женщине. Вы все еще обручены с итальянским баритоном Симоне Альбергини?
- Конечно, да. Я говорю по-итальянски, немного.
- В Германии уже опубликованы две ваши биографии. Это давление СМИ не слишком сильное?
- Все эти книги были написаны без моего участия. Если СМИ интересуются мной, то мне это лишь доставляет удовольствие. Но совершенно очевидно одно: это их выбор, а не мой. Мне бы хотелось расслабиться.
- Как?
- Например, пойти за покупками. Особенно пойти покупать туфли.
- Итальянские?
- И итальянские, я обожают итальянскую моду.
- Чем занимается примадонна в свободное время?
- Тем же, чем занимаются все. Общаюсь с друзьями, хожу в рестораны и кино. Любимые актеры - Брэд Питт и Вивьен Ли. Из фильмов - "Дракула". А недавно в Санкт-Петербурге я выиграла конкурс по канкану.
- Есть ли что-то, что вам не нравится?
- Долгие перелеты и игра в гольф. Я говорю со знанием дела, я пробовала играть.
- Вы слушаете только оперную музыку?
- И поп-музыку тоже. Мне очень нравятся Greenday.
- Это правда, что вы будете сниматься в фильме?
- Если это будет фильм-опера, это очень важное для меня предложение. Но в ближайшие пять лет я буду настолько занята, что, боюсь, у меня ни на что не хватит времени.
- Ваш новый диск?
- Альбом русских арий, я думаю, он будет очень интересным, появится в ноябре.
- Когда журналисты называют вас секс-символом оперы, вас это радует или шокирует?
- Ни то ни другое. Понимаете, иногда очень сложно объяснить, что моя работа в жизни - это пение.