Спустя год после войны израильская армия признает, что кажущееся спокойствие в один миг может взлететь на воздух
"Это самый удачный и спокойный год для Израиля на границе с Ливаном за несколько десятилетий", - говорит подполковник Гай Хазут, начальник разведки Галилейской дивизии, в обязанности которой входит патрулирование, наблюдение и военные операции, проводимые Израилем на этой границе. Он принимает нас на базе, расположенной совсем рядом с пограничной линией. Создается ощущение спокойствия, но оно обманчиво. В любой момент спокойствие может обернуться войной. 12 июля 2006 года - день, ощущаемый в каждом камне и холме этой земли, терзаемой невыносимой жарой.
Год спустя после болезненной ливанской войны и схватки с шиитской группировкой "Хизбалла" к Хазуту вернулся оптимизм: "Война вскрыла много недостатков нашей армии, но преимущество демократической страны в том, что проводится расследование причин, и те, кто совершил ошибки, уже за них заплатили. Наш образ действий кардинально изменился. До войны мы действовали далеко от границы, чтобы избежать контактов с террористами, находившимися в нескольких метрах от наших населенных пунктов. Сейчас, когда здесь появились Временные силы ООН (UNIFIL), мы располагаемся во всех районах около границы. "Хизбалле" стало сложнее действовать на юге Ливана, хотя у нее и есть для этого возможности".
Израильское военное командование внимательнейшим образом следит за UNIFIL, немало похвал достается и на долю 1100 испанских солдат. "Испанские войска - самые подготовленные, профессиональные и мотивированные", - отмечает другой высокопоставленный представитель, говоря о теракте на юге Ливана, произошедшем 24 июня этого года и унесшем жизни 6 испанцев. Хорошенько подумав, добавляет: "Не случайно, что террористы избрали испанское подразделение, наиболее эффективно выполняющее резолюцию 1701. Ни для кого не секрет, что "Хизбалла" не приветствует действия испанцев. Что произошло после теракта? Именно то, на что они и рассчитывали. В Испании начались споры о миссии в Ливане. Такие вещи могут снизить мотивацию солдат. Это нормально, потому что когда ты защищаешь свою страну, то делаешь это любой ценой, но если тебя направляют в далекую страну, подобные теракты могут снизить твою мотивацию. Мне кажется, "Хизбалла" совершила теракт именно для этого".
Подполковник Хазут отказывается комментировать это нападение и меняет тему. Он затрагивает сирийский фронт, признавая факт проведения активных действий на Голанских высотах, оккупированных Израилем в ходе войны 1967 года с Сирией. "Да, действительно, мы проводили крупномасштабные учения, самые крупные за последние десять лет. Но это не означает, что мы готовимся к войне. Мы тренируемся, потому что за последние годы качество подготовки армии ухудшилось, как мы могли убедиться в ходе последней войны", - объясняет он.
По другую сторону границы сирийские войска также проводят подготовку. С израильских наблюдательных пунктов видно, что сирийские солдаты разыгрывают сценарии обороны, а не нападения. Получая иранскую экономическую помощь, президент Башар Асад в срочном порядке продолжает обновление армии и уже задумывается над приобретением современной российской противотанковой ракеты AT-15. В случае начала войны, полагает Сирия, первыми действиями Израиля станут массированная воздушная атака и наземное вторжение с применением десятков танков. Адъютант Хазута считает, что сравнивать две страны "смешно": "Сравнивать мощь Израиля и Сирии - все равно что сравнивать "роллс-ройс" с ослом". Хазуту не нравится эта фраза, так как он - хоть и не говорит об этом - пытается искоренить высокомерие, которое было свойственно бывшему начальнику Генштаба Дану Халуцу во время войны с "Хизбаллой".
Возможно, было ошибочно заявлять, что цель войны - покончить с "Хизбаллой"? - спрашиваем мы. "Мне, как военному, не пристало говорить "невозможно". Если Израиль решит, армия покончит с "Хизбаллой". Год назад нам не удалось нанести им такой удар, чтобы они перестали быть воинственной группировкой. Мы нанесли им сильный удар, но не решающий", - заявляет командир дивизии, немногим больше года назад побывавшей в так называемом "ливанском болоте".
Израильское население приграничных с Ливаном районов стало свидетелем того, как за последний год уровень безработицы сократился на 3%. Воспоминания о ракетах "катюша" остались позади. Зеленый пейзаж навевает мрачные прогнозы. А пока здесь преобладает чувство, что царящий покой - лишь тайм-аут, необходимая передышка перед следующей битвой.