В то время как США завязли в неопределенности, связанной с итогами президентских выборов, президент России Владимир Путин предпринимает наступление на дипломатическом фронте, которое может еще больше испортить и так непростые отношения Москвы с Вашингтоном.
Путин, пришедший к власти в России год назад, когда Борис Ельцин подал в отставку, поспешно предпринимает шаги в области продажи оружия, контроля над вооружениями и заключения стратегических союзов, тем самым нарушая хрупкий баланс, достигнутый при администрации Клинтона.
Он напомнил также США о временах холодной войны, предъявив уголовные обвинения американскому бизнесмену Эдмонду Поупу, которого московский судья осудил на 20 лет колонии строгого режима за то, что тот якобы пытался похитить секретную документацию о российской торпеде.
Принимая во внимание вышеизложенное, инициативы Путина представляют собой серьезную проблему, с которой придется сразу же столкнуться новому американскому президенту, будь то техасский губернатор Джордж Буш или вице-президент Ал Гор.
"Складывается явное впечатление, что за последние 3-4 месяца дела стали оборачиваться к худшему, - считает одно высокопоставленное американское лицо. - Люди здесь видят, что Путин - менее покладистый, чем Ельцин".
Наиболее вызывающим шагом Путина стала попытка продавать оружия Ирану в нарушение секретного соглашение между Москвой и Вашингтоном от 1995 года, подписанию которого содействовал Гор. В среду госдепартамент США направил в Россию свою делегацию, стремясь добиться замораживания поставок танков и других обычных вооружений. В отдаленной перспективе существует опасность, что за продажей обычных вооружений могут последовать поставки баллистических ракет или ядерных технологий.
"В прошлом мы весьма успешно сдерживали способные поставить под угрозу стабильность в регионе продажи оружия Ирану, которые могли бы подорвать стабильность в регионе,- заявил официальный представитель госдепартамента Ричард Баучер,- и мы намереваемся продолжить диалог с Россией по этим важным вопросам".
По словам экспертов, продажи российского оружия Ирану представляют собой часть более широкой стратегии, направленной на реанимацию российского ВПК, и в то же время на улучшение безопасности в регионе. Москва пытается также увеличить поставки оружия Китаю и Индии в надежде на повышение доходов от продажи оружия с нынешних 3-4 млрд. долларов до 6 млрд.
"Россияне в нынешней ситуации окружены региональными державами,- говорит сотрудник фонда Карнеги в Вашингтоне Эндрю Кучинс.- Поставки стратегических вооружений могут помочь им поддерживать с этими государствами нормальные отношения".
Путин стремится также оказать на США давление в военной области, предложив в сжатые сроки сократить российские стратегические ядерные арсеналы, возможно до уровня 1500 боеголовок, или даже меньше. Хотя России это необходимо в первую очередь по экономическим соображениям, он, скорее всего, использует эти предложения, чтобы заставить США пойти на аналогичные меры,- считают американские официальные лица.
"Русские в любом случае должны сократить их число,- говорит Кучинс.- Они предпочитают, чтобы США тоже опустили порог ядерного сдерживания с уровня времен холодной войны".
Во-первых, Путин настаивает на том, чтобы США отказались от своих планов создания национальной системы ПРО, призванной защитить США от ракетного удара. Хотя испытания компонентов системы ПРО в этом году завершились неудачно и администрация Клинтона не приняла окончательного решения о целесообразности ее создания, у нее остается много сторонников в рядах республиканцев, включая Буша.
Во-вторых, Россия хочет, чтобы США сократили свои ядерные арсеналы до такого же низкого уровня, которого намерена достичь Россия. Буш заявил, что решится на этот шаг лишь при условии, что он будет компенсирован созданием таких оборонительных систем, как система ПРО. Однако военные пока не поддерживают сокращение стратегических ядерных вооружений до уровня меньше 2500 боеголовок.
При Путине Россия стремится также играть более значительную роль на международной арене. Путин пытается выступить посредником в ближневосточном конфликте между Израилем и палестинцами - эти действия ставят США в неудобное положение, поскольку российский президент отдает предпочтение размещению в районе кризиса миротворческого контингента ООН, а Вашингтон пока этому противится.
Кроме того, Россия удивительным образом выступила в поддержку создания европейских сил быстрого реагирования. Москва даже подчеркнула, что она, возможно, захочет внести свой вклад в их создание. По словам экспертов, эта поддержка, скорее всего, объясняется желанием Москвы поддержать любую силу, ставшую бы противовесом США.
"Русские горят желанием показать в мире свою мощь,- считает один из американских официальных лиц.- Они до сих пор питают иллюзии, считая себя сверхдержавой".
Однако, по мнению эксперта по России в Brookings Institute в Вашингтоне Файоны Хилл, ходы Путина на международной арене с трудом поддаются толкованию, поскольку он все еще пытается укрепить свою власть у себя в стране.
Хотя Путин пользуется очень высокой популярностью - согласно данным последнего опроса, его рейтинг составляет 70% - он все еще ведет борьбу с наследием ельцинского режима.
Более того, по словам Хилл, Путин остается человеком-загадкой, и его истинные намерения в отношении США неясны.
"Он относится к США очень прагматично,- говорит она.- Он не стремится к конфронтации, однако не позволяет США собой помыкать. Российская внешняя политика очень авантюрна - и в этом все дело".