Муфтий из Северной Осетии, который в сентябре попытался вести переговоры с террористами в Беслане, говорит, что его вмешательство спровоцировало раскол в рядах захватчиков, возможно, спасло несколько жизней и должно стать моделью сотрудничества между властями и исламом в будущем.
Муфтий Северной Осетии Руслан-хаджи Валгасов заявил в интервью, размещенном вчера на сайте Islam.ru, что во время кризиса с заложниками в Беслане он говорил с боевиками через мегафон в надежде, что сумеет напомнить им об их связи с исламом, убедить их освободить тех, кого они захватили, и сложить оружие.
"Но к сожалению, - продолжил Валгасов, - это ни к чему не привело. Несколько раз я давал им номер телефона, которым они могли воспользоваться, и предлагал спокойно обсудить выход из ситуации. Но их ответом были только пули".
Однако, по его словам, впоследствии он узнал от сотрудников правоохранительных органов, что его слова, возможно, имели сильное действие. Многие участники захвата заложников "первоначально не знали, что они делают".
"Увидев детей в своих прицелах, - сказал муфтий, - некоторые захватчики воспротивились. Ситуация еще больше осложнилась после наших попыток вступить в контакт с террористами. Все кончилось тем, что главарь банды застрелил недовольных тем, что происходит".
Валгасов заявил, что не может подтвердить эту версию событий, но добавил, что представители российских силовых структур твердо говорили ему, что "непосредственно после" его вмешательства "начался конфликт в банде", захватившей детей в заложники.
В комментариях Валгасова заслуживают внимания три момента. Во-первых, Валгасов явно полагает, что во время сентябрьского кризиса хотя бы некоторые представители российских властей готовы были дать мусульманским лидерам возможность вмешаться, хотя и не готовы были это признать.
Действительно, Валгасов стал известен широкой общественности в России из-за своих жалоб на то, что российские СМИ дают искаженное представление о причастности мусульман к бесланской трагедии. Во время кризиса российские СМИ мало говорили о том, что среди жертв было много мусульманских детей, и это остается неприятным моментом для мусульман всей России.
Российские СМИ тогда настойчиво утверждали, что среди экстремистов в Беслане были арабы, что оказалось неправдой. 2 декабря посол Саудовской Аравии в России заявил сайту IslamNews.ru, что ФСБ дала ему "документальное подтверждение" того, что арабы не принимали участия в бесланском кризисе.
Во-вторых, Валгасов полагает, что российские власти могли бы лучше использовать опыт мусульманских лидеров, когда они сталкиваются с подобными событиями или пытаются предотвратить распространение экстремизма.
К сожалению, отметил Валагасов, многие представители власти, особенно в милиции, знают об исламе мало или не знают совсем ничего и предпринимают шаги, которые только ухудшают ситуацию. Такие люди, заявил он, часто "устраивают рейды в мечетях в поисках террористов, не понимая, что там их не может быть по определению".
В-третьих, Валгасов полагает, что многие высокопоставленные представители исламского истеблишмента в России должны играть более активную роль в решении проблемы увеличения числа молодых людей, принимающих ислам, делая вмешательство правительственных чиновников ненужным.
Валгасов, один из самых молодых муфтиев в Российской Федерации, подчеркнул, что в Северной Осетии многие мусульмане молоды, и те, кто работает с ними, должен понимать специфические проблемы нового поколения, в том числе - склонность к "максимализму" и видению мира в "черно-белых" красках.
Нередко, заявил он, мусульманские лидеры старшего возраста, особенно те, кто делал карьеру в советские времена, не понимают этих проблем молодежи и не могут адекватно реагировать на ситуацию.
К счастью, сказал в заключение Валгасов, количество молодых мулл на Северном Кавказе быстро растет, а естественная смена поколений среди мусульман означает, что на Северном Кавказе сегодня много "заместителей глав духовных управлений мусульман".
Если власти российского государства и мусульманских иерархий прислушаются к этим молодым людям, все, по мнению Валгасова, будет хорошо. Если нет - ситуация легко может выйти из-под контроля.