Российский гроссмейстер Гарри Каспаров всегда думает на ход вперед. Но даже он не знает, каким окажется следующий ход в шпионской драме, связанной с совершенным в Лондоне убийством бывшего агента КГБ Александра Литвиненко. В настоящее время Каспаров является председателем "Объединенного гражданского фронта" - объединения разнообразных политических групп, выступающих за восстановление молодой российской демократии. Каспаров подозревает, что Литвиненко оказался втянутым в борьбу за власть в Кремле в преддверии событий 2008 года, когда Владимир Путин, как ожидается, должен отойти от власти.
- Какие настроения царят сейчас в Москве?
- Многие люди весьма довольны нынешней ситуацией, однако много и недовольных. Чем дальше вы отъезжаете от Москвы, тем выше число недовольных. Около 85% населения не получают реальных выгод (от энергетических богатств), но около 15% благоденствуют, поскольку эти люди связаны с чиновничьими группами, которые управляют происходящим. Все не так радужно, как пишут The Financial Times и The Economist. Достаточно взглянуть на статистику: в то время как центр Москвы претендует на звание самого дорогого места в мире и кое-кто говорит, что он дороже Нью-Йорка, средний доход на человека составляет 1 тыс. долларов.
- Откуда такое неравенство?
- Теперешняя система не основана на власти закона и правильно функционирующей экономике... Безусловно, финансовое положение многих россиян за время правления Путина возросло... (но) пик улучшений пришелся на 2004-05 годы. Сейчас люди больше не получают ожидаемых выгод. Если Путин уйдет в 2008 году, вся система содрогнется. За право занять его место будет бороться множество групп. Если же он останется, поддавшись давлению тех, кто желает, чтобы он остался несмотря ни на что, то система изменится. Он утратит свой легитимный статус не только в России, но и в мире. Очевидно, что для российской элиты сохранение статуса Путина является главной гарантией сохранения состояний... эти деньги они получают не в результате нормальной предпринимательской деятельности.
- Обсуждают ли люди убийство Литвиненко?
- Не только Литвиненко. 7 октября была убита Анна Политковская. Она была журналисткой, одной из наиболее жестких критиков Путина. Она говорила, что Путин и его банда должны ответить перед законом. Вероятнее всего, (эти два убийства) связаны с борьбой во властных структурах за место Путина.
- К этому событию было приковано внимание всего мира.
- Да, ведь применение полония (радиоактивного вещества, которым был отравлен Литвиненко) - это еще одно предостережение Западу о том, что террористам не нужна грязная бомба. Им достаточно растворить несколько граммов подобного вещества в системе водоснабжения. Я не знаю, какое послание хотели отправить те, кто убил Литвиненко, но... какой бы ни была причина, они хотели показать, что (в убийстве) есть российский след... поскольку полоний производится лишь в определенных местах.
- Считаете ли вы, что за этими убийствами стоит Путин?
- Нет. Крайне маловероятно, что лично Путин ответственен за данные убийства. Ответственны те, кто хочет, чтобы Путин оставался у власти. Они сжигают за ним все мосты... Кроме того, есть желающие, чтобы он... назначил преемника. Обе группы хотят скомпрометировать Путина, чтобы добиться от него более выгодной для себя позиции в финальной схватке.
- Должно быть, в таких условиях страшно заниматься бизнесом.
- Некоторые люди зарабатывают горы денег, потому что установили хорошие отношения с российскими властями. Но если вы хотите заниматься традиционным бизнесом, то делать это нужно не в России. Политические события могут создать угрозу любому проекту, даже если он уже подписан и готов к выполнению. Вся крупная (деловая) активность в России зависит от разрешения определенной группы в правительстве. (При этом новый закон) запрещает критику правительства. Вы можете себе представить выборы, при которых запрещено критиковать оппонента? Если вы хотите, чтобы в России что-то изменилось, то обсуждать это нельзя. А если вы это обсуждаете, то считаетесь экстремистом. (Наша организация) старается найти консенсус между правыми и левыми, которые сходятся в понимании принципов действующего свободного государства: восстановление выборов, гарантия свободы слова и того, что страной управляют избранные законным путем люди. Все мы боимся и должны действовать осторожно. Я не считаю себя героем, но другого выбора у нас нет.