Доклад Джеймса Бейкера и Ли Гамильтона не предусматривает требования уступок со стороны Израиля для разрешения иракского кризиса, сообщил в четверг The Jerusalem Post один из ведущих советников комиссии. "Идея доклада не в этом", - сообщил Эдвард Джереджиан, хотя и добавил, что он "не удивлен" тем, что некоторые израильтяне поняли его в подобном свете.
Целью доклада, как сообщил Джереджиан в телефонном интервью, является "проверка намерений соседей Израиля".
Джереджиан, бывший посол США в Сирии и Израиле, возглавляет Институт государственной политики Джеймса Бейкера, один из исследовательских центров, поддерживающих Группу по изучению Ирака. Он заявил, что в докладе содержится призыв к "активной дипломатии", которая позволит добиться "удачного исхода" в Ираке, и к продолжению процесса по установлению мира на Ближнем Востоке. Этот процесс был инициирован международной конференцией в Мадриде в 1991 году, когда Бейкер занимал пост государственного секретаря при президенте Буше-старшем.
Ситуация в регионе "требует всестороннего решения", заявил он.
Джереджиан в четверг сообщил, что готовящийся визит британского премьер-министра Тони Блэра в регион, судя по всему, является первым подтверждением того, что призыв доклада к новым дипломатическим шагам был услышан. На совместной пресс-конференции, состоявшейся после переговоров в Белом доме, президент Джордж Буш сообщил, что Блэр направится туда, чтобы помочь двум сторонам преодолеть "препятствия на пути обоих народов", целью которых он назвал "мирное существование двух государств бок о бок".
Ранее в четверг премьер-министр Эхуд Ольмерт не согласился со связью, которая проведена в докладе между проблемами США в Ираке и арабо-израильским вопросом. Он заявил о своей уверенности, что администрация Буша не станет вынуждать Израиль начать прямые переговоры с Сирией, как это предложила исследовательская группа.
Джереджиан сообщил, что доклад не был призван оказать давление на Израиль и что "никто из участников группы не требует оказывать давление на Израиль. Мы отстаиваем определенную дипломатическую стратегию, которая позволит изменить динамику происходящего".
Посол, сообщивший, что поддерживал "информационные контакты с израильскими коллегами" в ходе работы над докладом, заявил, что призыв к США начать переговоры с Ираном не следует толковать как проявление готовности Америки мириться с иранской ядерной программой. По его словам, тот факт, что доклад требует продолжения рассмотрения вопроса об иранской ядерной программе постоянными членами Совета Безопасности ООН и Германий, означает, что "мы не хотим, чтобы важнейший вопрос о ядерных намерениях Ирана" рассматривался как возможная "ответная услуга в обмен на нашу просьбу об иранской помощи в Ираке". На совместной с Блэром пресс-конференции Буш ответил на призыв доклада вступить в прямые переговоры с Ираном и Сирией жестким отказом.
По словам президента, если иранцы хотят вести переговоры с США, то сначала они должны "подтвердить приостановку ими процесса обогащения урана".
Что же касается Сирии, то она должна "прекратить дестабилизацию правительства Синьоры, положить конец денежным и оружейным поставкам через иракскую границу и не предоставлять убежища террористическим группам". Говоря короче, заявил Буш, оба эти государства должны перестать поддерживать конфликт и начать движение к миру.
Джереджиан сообщил, что администрации понадобится время на то, чтобы "усвоить доклад и расставить все по своим местам". Однако, по его словам, это единственный возможный и непредвзятый подход к достижению американских интересов на Ближнем Востоке. Он поддержит "единственный путь к успешному разрешению кризиса - создание Ирака, способного обеспечить собственное управление, оборону и существование", заявил он.
В целом доклад, по словам Джереджиана, ищет способ, который позволит "отойти от управления в условиях конфликта и перейти к разрешению этого конфликта".
Недавние конфликты между Израилем и "Хамасом", между Израилем и "Хизбаллой", а также "ущерб, нанесенный как Израилю, так и Ливану", продолжает он, вновь показали, что "военного решения арабо-израильского конфликта не существует" и что "должно существовать некое политическое решение".
Джереджиан сказал: "Израиль, обладающий (наибольшей) военной мощью в регионе, не способен навязать мир. Необходим политический диалог. "Хизбалла", "Хамас" и "Исламский джихад", применяя все доступное им насилие и террор, не способны уничтожить Израиль".
Необходимы "новые дипломатические усилия", которые "должны включать переговоры с такими странами, как Сирия". Это позволит проверить политические намерения Дамаска. Но для Сирии не будет "стратегически выгодным вступление в переговоры", если ее требования, включая те, что касаются Голанских высот, не станут рассматриваться. В самом докладе звучит призыв к Израилю "возвратить Голанские высоты" для достижения "полного и устойчивого мирного соглашения".
"Мы признаем неоднозначность контактов с Сирией и Ираном, - говорит Джереджиан. - Мы признаем, что в случае и Сирии, и Ирана имеются как побудительные, так и сдерживающие факторы".
"Сирия выразила стремление к диалогу с нами и с Израилем. Эту готовность необходимо проверить. Если мы добьемся прогресса с Сирией, это откроет возможность для ее конструктивного влияния на "Хизбаллу", "Хамас", "Исламский джихад" и Ливан". Возможно, что это также вобьет клин между Сирией и Ираном.
"Соединенные Штаты ничего не потеряют, если начнут диалог с Сирией и проверят ее намерения, - считает он. - США ничем не рискуют в данных переговорах. Если будут достигнуты положительные результаты, это может привести к конструктивному диалогу, который поможет Израилю на северном направлении, а также в отношениях с "Хамасом" и "Исламским джихадом".
Насчет Ирана Джереджиан сообщил, что перед ним "необходимо поставить вопрос о признании ответственности. Если Иран откажется, это продемонстрирует нигилистический подход, который может привести к его изоляции... Отказ Ирана сотрудничать по Ираку приведет к исчезновению перспективы переговоров с Соединенными Штатами и более широкого диалога, к которому он стремится".