В субботнем номере газеты La Repubblica опубликована статья Марко Полити, посвященная кончине патриарха Всея Руси Алексия II.
В час скорби в связи с кончиной патриарха, который в буквальном смысле восстановил свою церковь после десятилетий советского тоталитаризма, россияне вспоминают, как Алексий II возглавлял первые шаги Православной церкви в период перестроечной оттепели, отличаясь упорством и настойчивостью. Первые незабываемые процессии по улицам Москвы, звон колоколов, кремлевские соборы, вырванные из музейной тишины, наполнившиеся пением, молитвами и ароматами ладана... Алексий принял руководство слабой церковью, а оставил после себя мощный институт, олицетворяющий, не в последнюю очередь, и возрожденную русскую национальную гордость.
Теперь русскому православию предстоит избрать нового патриарха. И эту задачу, по мнению автора статьи, можно сравнить с главным выбором, периодически встающим перед российским обществом. Встанет ли православие на путь отстаивания роли Третьего Рима или совершит шаги навстречу Западу, а значит, навстречу Римской церкви? Как известно, напоминает автор статьи, Алексий II уже несколько лет назад был готов к встрече с Папой Римским, но был вынужден подчиняться вето большинства членов Синода.
Одним из кандидатов на наследование патриаршего престола является митрополит Смоленский Кирилл, нынешний "министр иностранных дел", обладающий высоким интеллектом и достаточными возможностями, чтобы обеспечить защиту своеобразия русского православия и при этом развивать отношения с Западом и католической церковью. Безусловно, продолжает автор статьи, имеются и другие достойные кандидаты, в том числе казначей патриархата митрополит Климент, престарелый и уважаемый митрополит Минский Филарет.
Новым моментом в избрании патриарха Всея Руси станет участие в выборах представителей Русской зарубежной церкви, недавно воссоединившейся с Московским патриархатом, напоминает автор статьи Марко Полити.
Не следует забывать, что большой вес в открывающемся сценарии будут иметь предпочтения Путина. По мнению корреспондента, Кремль не заинтересован в том, чтобы новый патриарх повернулся спиной к миру.