В исламском мире, пишет Томас Авенариус в сегодняшнем выпуске Süddeutsche Zeitung, права человека часто топчутся ногами. При этом, уверен автор материала, в этом виновата не столько религия, сколько политика.
Правовые системы большинства исламских государств, отмечает издание, возникли на основе французского, британского или немецкого аналогов – и на бумаге могут быть безупречными. Но на практике, продолжает Томас Авенариус, все обстоит иначе: а причиной всему судьи, которые подчиняются режиму, коррумпированные полицейские структуры и всесильные спецслужбы.
По мнению автора комментария, в исламе как таковом кроются проблемы синхронизации с западным пониманием закона. Консервативные мусульмане подчеркивают безусловное господство законов Аллаха над любыми созданными человеком правовыми системами. Большой вес имеют и собранные за многие столетия правовые изыскания исламских юристов и теологов.
Как считают многие современные исламские мыслители и политики, которые при этом могут выступать и за демократические формы правления, между судом шариата и правами человека не должно возникать противоречий по той причине, что ядром традиционного для ислама понимания закона является "справедливость", и правитель, придерживающийся заложенного в шариате божественного закона, определенно ведет свой народ к "справедливости". В результате, заключает издание, форма государственного управления не играет ключевой роли.
В завершение своего комментария автор размышляет над тем, могут ли права человека рассматриваться без учета культурологического окружения. По мнению Томаса Авенариуса, глобальная модернизация могла бы изменить и исламское общество. При этом, заключает автор, стало бы очевидным, что конфликт между исламом и правами человека представляет собой проблему не религиозную, а политическую.