Патриарх Алексий II стремился вернуть РПЦ в ее золотой век времен царизма и наладил такие отношения с Путиным, которые были полезны обеим сторонам, пишет The Wall Street Journal, комментируя известие о кончине иерарха.
"Он унаследовал церковь, которая подвергалась гонениям и при советском режиме много десятилетий хирела", - пишут авторы статьи Сюзанна Сетелайн и Стивен Миллер. "Историки, работавшие в архивах КГБ, пришли к выводу, что Алексий был агентом, но патриарх отрицал, что шпионил на государство".
Как подчеркивает издание, новая российская власть сочла церковь средством укрепления своей легитимности, и, когда в президентском кресле Ельцина сменил Путин, Алексий благословил церемонию по передаче ядерного чемоданчика, а впоследствии высоко оценил переход Путина на пост премьер-министра.
При Алексии отношения РПЦ с другими православными патриархатами были сложными, зато ему удалось осуществить объединение с Русской зарубежной церковью. Правда, некоторые американцы российского происхождения в знак протеста перестали ходить в свои храмы, а в ряде мест попытались отсудить церковную собственность, сообщают авторы.
Патриарх осуждал миссионерскую деятельность католиков на территории России и не разрешил Папе римскому посетить Россию, отмечает издание.