Форум в Копенгагене, который также называют "последним шансом", может стать самой важной международной экологической конференцией в истории, пишет Time.
Автор статьи Брайан Уолш перечисляет пять ключевых моментов, на которые стоит обратить особое внимание в течение ближайших 12 дней переговоров:
1. Возьмут ли США на себя роль лидера? Американская делегация, при участии Барака Обамы, может сыграть позитивную роль на переговорах.
Однако американская делегация будет "прихрамывать", потому что климатическое соглашение, которое может быть принято на саммите или после него, потребует одобрения американского Сената, отмечает автор. Объем сокращения выбросов, который Обама предложит в Копенгагене, основывается на системе ограничения с помощью квот, которую уже одобрила Палата представителей, но Сенат может не проголосовать за законопроект до весны.
Так или иначе, сокращения выбросов, на которые готовы пойти Соединенные Штаты, по-прежнему далеки от того объема, который предлагает Евросоюз, и гораздо меньше того объема, которого требуют развивающиеся страны.
2. Как поведут себя Китай и Индия? Китай недавно объявил о своей готовности сократить выбросы к 2020 году по меньшей мере на 40%, а Индия - на 20-25%. Однако, как отметил эксперт по изменению климата Совета по международным отношениям Майкл Леви, Китай и Индия почти наверняка увеличат свои выбросы по мере развития, так что новые обещания вряд ли что-то изменят.
3. Двухшаговый подход. Никто не ожидает составления и подписания в Копенгагене окончательного соглашения. Вместо этого мы можем получить то, что премьер-министр Дании Ларс Локке Расмуссен назвал "двухшаговым подходом". На первом этапе мировые лидеры согласятся на "политическое соглашение" в Копенгагене, в котором будет подчеркнута необходимость борьбы с изменениями климата. После этого крупные государства, такие как США, Австралия и Канада, должны будут принять политику ограничения выбросов у себя на родине.
На следующей встрече страны уже смогут подписать соглашение. Однако между первым и вторым этапом многое может пойти в неправильном направлении. Американский Сенат может отказаться поддержать внутренние ограничения выбросов, другие скептически настроенные государства, такие как Россия и Саудовская Аравия, тоже смогут нарушить процесс.
4. Договор о сокращении выбросов, образующихся в результате вырубки лесов и ухудшения их состояния (REDD). Это соглашение в большей степени, чем любая другая часть возможной договоренности по климату, пользуется широкой поддержкой со стороны как развивающихся, так и развитых государств. "REDD может стать одним из успешных достижений Копенгагена", - отметил директор по международной климатической политике Nature Conservancy Дункан Марш.
5. Финансовая сторона. Глобальное соглашение также должно оговаривать финансирование, чтобы помочь развивающимся государствам приспособиться к изменению климата. "Нам нужна ясность по долгосрочному финансированию для развивающихся государств", - отметил председатель Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC) Иво де Боер.