Тем, кто стоит у власти в России, хорошо известно, что самое серьезное преступление, которое они только могут совершить, это оставить своих граждан в разгар зимы без достаточного количества тепла и электроэнергии. Жестокость или коррупция по сравнению с этим - более мелкие проступки. Однако этой зимой - самой суровой за последние 50 лет - в Сибири и на Дальнем Востоке десятки тысяч жителей были надолго лишены тепла.
В конце концов кризис вынудил президента России Владимира Путина отстранить от должности министра энергетики и заставить влиятельного губернатора Приморского края уйти в отставку. Однако для этого ему потребовалось много времени.
Эти отставки подтверждают решимость Путина навести порядок в России, в частности, поставить под свой контроль своенравных региональных баронов. Губернатор Евгений Наздратенко давно считался наиболее коррупмированным и порочным из них. Неоднократные попытки Москвы поставить его на место, предпринимавшиеся в годы правления Ельцина, ни к чему не привели. Теперь Путин в этом преуспел.
Это позитивный сигнал, не в последнюю очередь из-за того, что российский президент снял губернатора за явную некомпетентность, а не просто потому, что он отказался подчиниться приказам из Москвы. Кроме того, Путин имеет теперь законное право отстранить от должности любого губернатора, подозреваемого в нарушении законов; он назначил своих "суперпрефектов" для контроля над региональными лидерами и ограничения их власти.
И все же до отставки Наздратенко не было твердой уверенности в том, что Путин выиграет это сражение. Хотя губернаторы были лишены места в Совете Федерации, их там заменили их же собственные назначенцы. В своих же регионах они пользуются фактически неограниченной властью.
Тот факт, что Путин замешкался с разрешением энергетического кризиса, продолжающегося уже несколько недель, свидетельствует как о его собственной инстинктивной сдержанности, так и о трудностях, с которыми президент сталкивается, навязывая свою волю. Однако проблема, которую ему приходится решать, намного более сложная, чтобы с ней можно было справиться, просто укрепив центральную власть и сняв с должности ненавистного губернатора.
Размеры страны и сложность внутриполитической обстановки говорят о том, что ею нельзя управлять как централизованным государством. Наздратенко столь долго оставался на своем посту именно потому, что Владивосток расположен так же далеко от Москвы на восток, как Ямайка на запад.
Россией можно управлять лишь цивилизованным путем при наличии системы сдержек и противовесов, а также взаимодействия между центром и регионами. Путин стремится востановить власть Кремля, но одного этого будет недостаточно, чтобы обеспечить Сибирь электроэнергией.