Оставьте в покое ООН. Американский оккупационный режим воспользовался 8,8 млрд иракских денег всего за 14 месяцев
Сенаторов-республиканцев, посвятивших свою жизнь жестокой критике ООН, не упрекнешь в застенчивости. Но в четверг они вели себя на удивление тихо. Генри Хайд обернулся Генри Джекилом. Горчица Норма Коулмана превратилась в мед. Убежденные в том, что ООН является заговором против суверенитета США, они были готовы начать атаку, которая привела бы к свержению Кофи Аннана и разрушению его организации. Предполагалось, что доклад Пола Волкера, бывшего главы Федеральной резервной системы США, станет доказательством того, что вследствие коррупции в программе ООН "Нефть в обмен на продовольствие" Саддаму Хусейну удавалось поддерживать режим, прибирая к рукам нефтяные доходы. Но Волкер обнаружил нечто другое.
"Главным источником внешних финансовых поступлений для иракского режима, - сообщил он, - стали нарушения санкций вне программы "Нефть в обмен на продовольствие". Эти нарушения включали в себя "незаконную продажу" нефти Турции и Иордании. Члены Совета Безопасности ООН, включая США, знали об этом, но ничего не предпринимали. "Американский закон требует прекращения программ помощи странам, нарушающим санкции ООН, если продолжение этих программ не продиктовано национальными интересами. Такие решения выносили несколько американских правительств".
Иными словами, хотя правительство США было поставлено в известность о контрабанде, принесшей режиму Саддама Хусейна около 4,6 млрд долларов, оно решило не препятствовать незаконным операциям. Оно сочло, что контрабанда осуществляется в национальных интересах США, помогая дружественным странам (Турции и Иордании) не страдать от санкций против Ирака. Крупнейший источник незаконного финансирования Саддама Хусейна создала не ООН, а американские чиновники. Но у Коулмана голова об этом не болит. И это еще не все.
Действительно, аудиторы ООН могли бы работать лучше. Какие-то средства программы "Нефть в обмен на продовольствие" оказались в руках Саддама Хусейна. Один из его чиновников с помощью британского дипломата обеспечил, чтобы контракт достался британской, а не французской компании. Самый серьезный случай касается чиновника по имени Бенон Севан, которого подозревают в направлении иракской нефти компании, которой он благоволил, и в награду он мог получить 160 тыс. долларов.
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан наказал их обоих в дисциплинарном порядке и пообещал лишить дипломатического иммунитета, если им будут предъявлены обвинения. Контраст с тем, как ведут себя США по поводу более серьезных подозрений, касающихся американских представителей, не мог оказаться более разительным.
За четыре дня до доклада Волкера американский генеральный инспектор по восстановлению Ирака опубликовал доклад о деятельности Временной коалиционной администрации (ВКА), американской структуры, правившей в Ираке с апреля 2003 по июнь 2004 года. Задача инспектора - обеспечить, чтобы администрация должным образом отчиталась за потраченные средства. Она этого не сделала. За 14 месяцев бесследно исчезло 8,8 млрд долларов. Это больше, чем Мобуту Сесе Секо украл за 32 года правления в Заире. Это в 55 тыс. раз больше, чем якобы заплатили Севану.
Как установил генеральный инспектор, администрацию "обременяли неэффективность и плохой менеджмент". Это мягко сказано. В других заключениях высказываются предположения, что ее также обременяли фальсификация отчетности, мошенничество и коррупция.
На прошлой неделе британский советник Управляющего совета Ирака сообщил BBC, что чиновники ВКА вымогали взятки, достигающие 300 тыс. долларов, распределяя контракты. Около 800 млн долларов было выдано американскому командованию. Еще 1,4 млрд долларов ушли из Багдада курдскому региональному правительству в Эрбиле, и больше их никто не видел.
ВКА раздавала контракты американским компаниям, не соблюдая мер финансовой предосторожности. Контракты заключались без конкуренции между компаниями, в форме сделок, при которых компании возмещают расходы и выплачивают проценты на эти расходы в виде прибыли. Иными словами, у компаний был мощный стимул тратить как можно больше. Например, аудиторы Пентагона утверждают, что, выполняя один из контрактов, филиал компании Halliburton завысил стоимость импортируемой нефти на 61 млн долларов.
Другие компании, видимо, предъявляли ВКА счета за работу, которой они не выполняли, или платили субподрядчикам малую часть того, что получили от ВКА. Но и при наличии неопровержимых доказательств должностных преступлений администрация продолжала работать с ними. Рекомендации генерального инспектора прекратить платежи компаниям, завышающим расходы, проигнорировали. Министерство юстиции США отказалось сотрудничать с теми, кто намерен отдать эти компании под суд.
Проблема усугубляется тем, что более половины денег, которые раздавала ВКА, принадлежали не американскому правительству, а иракскому народу. Главным образом они были получены от продажи нефти. Если вы считаете, что программа "Нефть в обмен на продовольствие" была несовершенна, посмотрите на программу ВКА "нефть в обмен на восстановление". За все время правления ВКА никто не снимал показаний с приборов, установленных на иракских трубопроводах. Из этого следует, что невозможно сказать, сколько нефти добыла администрация, и расплатилась ли она за нее в полном объеме. По данным международной аудиторской организации, ВКА "не сумела оценить количество нефти, переправленной контрабандой".
Администрация явно нарушала резолюции ООН. Как указывает Christian Aid, ВКА с самого начала должна была осуществлять распределение иракских денег под надзором международных организаций. Но аудиторов назначили лишь в апреле 2004 года, за два месяца до истечения мандата ВКА. Но и тогда аудиторы не имели полномочий, чтобы заставить администрацию отчитаться или хотя бы сотрудничать. Но имеется достаточно доказательств того, что 500 млн долларов иракских нефтяных денег было направлено на оплату оккупации.
Я надеюсь, что господа Хайд и Коулман не перестанут интересоваться тем, адекватно ли расходуются иракские нефтяные деньги. Но не стоит удивляться, если их вежливое молчание затянется.