Древние греки называли его Pontus Axeinus, Неприветливое море. Ясон и аргонавты плыли по его бурным водам на поиски золотого руна в Колхиду, нынешнюю Грузию. Турки, боявшиеся его ревущих штормов, назвали его Кара Денгиз - Черное море.
Сегодня Черное море, видевшее римских императоров, русских царей, нацистских и советских представителей тоталитарных режимов, британских империалистов в Крыму в 1850-е годы, снова становится ареной столкновения интересов и стремлений.
Когда Румыния и Болгария вступят в ЕС в 2007 году, новая граница Европы пройдет рядом с рухнувшей российской империей.
Разбросанные вокруг Черного моря государства скоро должны будут решить, связано ли их будущее с евро-атлантическим сообществом.
Здесь в XXI веке будут разворачиваться сражения из-за идентичности, безопасности, демократических ценностей, нефти и миграции. Именно отсюда может возникнуть угроза постоянно расширяющимся политическим и географическим границам Европы.
Румынский лидер, реформатор Траян Башеску, созвучен этому вызову. В декабре он выиграл президентские выборы в Румынии в результате более спокойной версии "оранжевой революции".
Визит Башеску в Лондон на прошлой неделе можно расценивать как предупреждение. С его точки зрения, Румыния становится линией фронта в так называемом Большом черноморском регионе.
"Угроз коллективной безопасности множество. Черноморский регион стал зоной, где идет торговля людьми, наркотиками и оружием, - заявил Башеску.
"Это зона замороженных конфликтов. Существует угроза всем членам НАТО и ЕС. В этом регионе мы переживаем период перехода к демократии, возникновения демократий, а он всегда сопряжен с риском".
Британия предложила Румынии помощь в борьбе с коррупцией и организованной преступностью, в обуздании нелегальной миграции и подготовке к членству в ЕС.
И Румыния, и Болгария уже вступили в НАТО. Бухарест, предложивший США военную базу в Констанце, купил у Британии два фрегата, ранее состоявших на вооружении британского флота.
Но хотя Румыния, Болгария и, возможно, Украина, сделали прозападный выбор, судьба многих стран и народов региона остается неясной.
Молдавия, зажатая между Украиной и Румынией, является одним из самых опасных "замороженных конфликтов". Молдавия является беднейшей страной Европы, после обретения независимости в 1991 году разделенной сепаратистским движением в Приднестровье.
Коммунистические лидеры Молдавии, которым в марте предстоят выборы, порвали со своим традиционным союзником, Россией, и стремятся к европейской интеграции. На прошлой неделе президент Владимир Воронин попросил у Запада помощи, заявив, что "вооруженные подразделения" сепаратистов могут спровоцировать кризис. Молдавия тщетно просит Россию вывести оттуда войска.
В декабре ЕС обнародовал "план действий", предлагающий Молдавии "вступить в интенсивные политические и экономические отношения", в котором решение проблемы Приднестровья названо "основной задачей". Короче говоря, Молдавия - это зарождающаяся европейская проблема.
Аналогичные споры, требующие международного внимания, окружают Черное море. В Грузии прозападное правительство президента Михаила Саакашвили борется с поддерживаемыми Москвой сепаратистами в Южной Осетии и Абхазии.
С будущим Грузии связано будущее стремящейся к независимости Чечни и всего Кавказа.
В Армении авторитарное правительство ведет холодную войну с Турцией и Азербайджаном, в основном из-за Нагорного Карабаха, где в начале 1990-х годов погибли десятки тысяч людей. Чтобы покончить с изоляцией, Армения все чаще оглядывается на Брюссель.
Настаивая на политических и экономических реформах, ЕС недавно включил Армению в европейскую "политику добрососедства". Свою роль сыграли и собственные интересы. Беды Армении порождают экономических мигрантов, и большинство из них отправляется на Запад.
Источником потенциального конфликта и одновременно богатства является стратегическая важность Черного моря, как рынка российской и каспийской нефти.
Сейчас идет своеобразный конкурс на "лучший трубопровод". Россия изучает новый путь транспортировки нефти через Болгарию и Грецию, в обход прозападной Турции. Афинам эта идея очень нравится.
Другой трубопровод пойдет из Азербайджана через Грузию в Турцию, минуя Армению. Еще один может связать черноморское побережье Болгарии с Македонией, Албанией и Адриатикой, что сулит некоторые перспективы Балканам.
Пока ЕС смотрит на восток и раздумывает о том, как далеко он может зайти, учитывая Россию, США не чувствуют себя связанными. Они полны решимости обеспечить себе поставки каспийской нефти. Их военное присутствие на западном побережье в свое время можно будет использовать для распространения американского влияния на весь черноморский регион.
Европейская политика может дрейфовать. Россия может волноваться и бушевать. Но Вашингтон уверен, что знает, откуда дует ветер. Подобно древним грекам, США хотят превратить Черное море в Понт Эвксинский - Гостеприимное море.