Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 февраля 2005 г.

Люи Лема | Le Temps

Ближний Восток: как превратить перемирие в прочный мир?

Кажется, будто история разрешила сыграть одну и ту ж сцену во второй раз. "Черновик" был написан на берегу Красного моря, в Акабе, 4 июня 2003 года. Там были израильтянин Ариэль Шарон и Махмуд Аббас, в то время всего лишь палестинский премьер-министр. Присутствовал там также, помимо представителей арабских стран, Джордж Буш. В то время никто на самом деле не питал ни малейших иллюзий по поводу результатов этого саммита. Результатов и не было, если не считать еще более возросшего взаимного недоверия и погружения региона в пучину отчаяния.

В этот вторник в Шарм-эш-Шейхе, на берегу того же моря, все выглядит так же, но все изменилось. Никогда еще не было, чтобы израильско-палестинская встреча породила такие ожидания. В отсутствие Джорджа Буша Махмуд Аббас, ставший президентом, встретится с израильским премьер-министром, которого стало трудно узнать. Смерть Ясира Арафата, израильский план ухода из сектора Газа, усталость обеих сторон после четырех лет кошмара - хватит ли всего этого, чтобы возобновить диалог на новой основе? Как бы то ни было, основные проблемы остаются теми же, что и два года назад.

Безопасность Израиля. Для израильтян все обстоит предельно ясно. Официально саммит в Шарм-эш-Шейхе является для них встречей, направленной на обеспечение "безопасности". Ариэль Шарон хочет услышать от палестинского премьер-министра обязательство решительно положить конец террористическим актам и ракетным обстрелам, которые угрожают югу Израиля и поселениям в секторе Газа. С помощью американцев и египтян Махмуд Аббас должен провести реформы, которые позволят ему взять под контроль службы безопасности, предоставленные Арафатом самим себе.

"Мы хотим знать, в чьих руках ружье", - говорят израильтяне. "Мы хотим сделать из палестинцев финнов", - сказал советник Ариэля Шарона Дов Вейсгласс.

Прекращение огня. С момента своего избрания главой Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас настойчиво пытается добиться прекращения огня (по-арабски "худна") от радикальных палестинских группировок. Ибо - и президент это знает - именно они "держат ружье": возобновление терактов означало бы немедленный конец всем иллюзиям.

Но для организации "Хамас" или "Исламского джихада", которых часть палестинского народа считает группами "сопротивления", это перемирие не является капитуляцией. Обезглавленный Израилем, "Хамас" сегодня активно действует: судя по всему, он решил вступить в палестинскую политическую игру. Эта трансформация может сделать из фундаменталистского движения палестинский аналог "Хезболлаха". Подобно ливанскому шиитскому движению, пользующемуся очень большим влиянием на юге "Страны кедра", "Хамас" имел бы своих политических лидеров, свои кварталы, своих депутатов.

Чтобы добиться перемирия, Махмуду Аббасу нужно время: по крайней мере до лета, когда палестинские выборы прояснят соотношение сил. Но ему также нужны гарантии. "Худна" не состоится, если Израиль возобновить свою практику "адресных ликвидаций". В свою очередь, израильтяне опасаются, что радикальные движения, которые сегодня ослаблены, воспользуются передышкой в целях реорганизации.

Заключенные. Еще на саммите в Акабе это было одним из главных палестинских требований: в доказательство своей доброй воли Израиль должен освободить большую часть из 8 тысяч заключенных, находящихся в тюрьмах еврейского государства. Именно тюрьмы являются одним из главных театров негласной войны, которую ведут израильтяне. Два года назад Израиль освободил лишь нескольких заключенных, чей срок отбытия наказания подходил к концу - все они были либо уголовными преступниками, либо бедными рабочими, арестованными в Израиле за отсутствие разрешения. Палестинцы, нуждавшиеся в уступке со стороны Израиля, чтобы иметь козырь в разговоре с радикалами, восприняли это как оскорбление. Сегодня израильские службы безопасности говорят, что они готовы освободить около 900 заключенных, но критерии отбора остаются теми же.

Стена. В глазах палестинцев разделительный барьер, проходящий через палестинские территории, является лучшим доказательством истинных намерений Шарона: уйти из Газы, чтобы усилить контроль над Западным берегом. Они требуют немедленного прекращения строительства стены, маршрут прокладки которой Международный суд признал незаконным. Совершенно не желая этого, Израиль, наоборот, собирается ускорить ее строительство.

"Дорожная карта". Все заметили: во время своей недавней поездки в регион американский госсекретарь Кондолиза Райс ни разу не произнесла этих двух слов - "дорожная карта". Между тем это единственный дипломатический план, существующий в настоящее время, единственный шанс принести региону прочный мир. Случайность? Нет, скорее, знак того, что при всей торжественности саммита в Шарм-эш-Шейхе путь к миру будет еще долгим.

Источник: Le Temps


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru