Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 февраля 2005 г.

Мартин Зифф | The Washington Times

Россия и Китай развивают совместные планы обороны

Тихо, почти без упоминаний в американской прессе, Россия и Китай расширили свое военное сотрудничество до уровня, невиданного уже полвека, с конца корейской войны.

Два государства без лишнего шума согласились этой осенью провести самые амбициозные совместные учения современности. В прошлом месяце агентство "Интерфакс" сообщало, что в учениях будет задействована так называемая "российская стратегическая авиация", под которой, по всей видимости, подразумеваются гигантские российские военно-транспортные самолеты Ан, которые стремительно развернут силы на территории Китая.

"Впервые за всю историю российско-китайских военных контактов совместные учения начнутся на нашей территории, где будут разработаны планы маневров, а тактические операции буду проходить на территории Китая", - объявил первый заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Александр Белоусов 28 января в Москве.

В официальной китайской газете China Daily от 2 февраля приведены слова Белоусова, который назвал эти маневры "первыми совместными командно-штабными учениями" двух стран. Они будут включать в себя "тренировки с разнообразными силами, направленные на борьбу с нашим общим противником - международным терроризмом", - сказал Белоусов. Он сказал также, что в ходе учений российские части будут размещены на территории Китая, будут проведены совместные боевые операции и предприняты совместные действия против международного терроризма.

На прошлой неделе в Пекине побывала российская военная делегация. Участники делегации вели переговоры с генеральным штабом Народно-освободительной армии Китая с целью обсудить детали учений, намеченных на август и сентябрь. В масштабных маневрах примут участие подразделения военно-воздушных сил и военно-морских флотов обеих стран, в том числе подводные лодки.

Масштаб учений и участие крупных контингентов обычных вооруженных сил заставляет предположить, что международный терроризм - не единственный гипотетический противник России и Китая. Хотя в выступлениях, связанных с учениями, ни слова не было сказано о США, но в последнее время политика США вызывает все большую тревогу как у президента России Владимир Путина, так и у китайского лидера Ху Цзиньтао, и это чувство, похоже, их сближает.

Путин и Ху Цзиньтао одинаково были обеспокоены ярким успехом "оранжевой революции" Виктора Ющенко на Украине. Как сообщалось на прошлой неделе, Ху Цзиньтао распорядился возобновить изучение наследия Мао Цзедуна. За 29 лет после смерти Мао еще не было подобной идеологической кампании.

В официальной китайской прессе кампания объясняется как реакция на угрозу стабильности Китая, вызванную волной демократической активности, распространяющейся с Украины на восток через Евразию - по территории бывших советских среднеазиатских республик.

Россия и Китай являются военными союзниками на протяжении почти всего последнего десятилетия, медленно, но настойчиво укрепляя свои связи в рамках Шанхайской организации сотрудничества, которая была расширена и приобрела свой современный вид на встрече в Шанхае 15 июня 2001 года, Эта организация включает в себя оба больших государства, а также расположенные между ними пять республик Средней Азии.

В середине 1990-х годов российский министр иностранных дел, позднее ставший премьер-министром, Евгений Примаков, которого Путин всегда высоко ценил, хотел укрепить китайско-советские связи путем заключения тесного военного союза, но тогда китайцы из боязни окончательно разгневать администрацию Клинтона, отказались от такового.

Нынешнее укрепление связей выдержано в определенных рамках, по крайней мере на публике, и стороны стараются вести себя осторожнее. Но это только начало. Данный процесс осуществляется в ситуации нарастающих опасений в отношении распространяющейся с Украины волны демократической активности, которая может угрожать структурной целостности как Китая, так и России. Кроме того, это происходит на фоне резких высказываний президента США Джорджа Буша-младшего в его второй инаугурационной речи и в его последнем обращении к нации, в которых он пообещал использовать американскую мощь для распространения демократических ценностей во всем мире.

Примечательно, что китайско-российские военные учения, запланированные на август-сентябрь нынешнего года, по-видимому, не предполагают переброски каких-либо китайских войск на российскую территорию, чтобы помогать России в борьбе против угрозы со стороны международных террористов, и это несмотря на то, что Россия в последние годы страдает от подобных нападений в гораздо большей степени, чем Китай. Зато предусматривается переброска российских войск в Китай, для обеспечения защиты союзника. Просматривается единственный возможный сценарий, при котором может потребоваться такая защита: если Китаю в ходе столкновения из-за Тайваня будут угрожать Соединенные Штаты Америки.

Разумеется, маневры, запланированные на эту осень, не задумываются как сценарий агрессии против США или каких-то граничащих с Китаем или Россией стран. Но, думается, это важный знак, свидетельствующий о том, что Китай и Россия становятся все ближе друг другу, все дальше отдаляясь при этом от США.

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru