Во время недавней поездки в Тбилиси я увидел, что, несмотря на проблемы и опасения, достижения "революции роз" реальны. За последние два года настроение в стране изменилось, люди смотрят в будущее с окрепшей надеждой. Общая картина была не только ярче, но и теплее: впервые за много лет у людей зимой не было перебоев с электричеством и отоплением.
К сожалению, картина изменилась 21 января, когда два трубопровода, идущих в Грузию, были мгновенно выведены из строя взрывами в горах на российской территории, в Северной Осетии. Грузия, равно как и Армения, осталась без газа и в результате частично без электричества. Кризис случился в самую холодную зиму за десятилетия, когда температура упала ниже -20 градусов.
Российские спецслужбы публично обвинили во взрывах антикремлевских мятежников, но многие грузины считают, что Россия просто наказывает их страну за выбор прозападного курса, желание вступить в НАТО и избавиться от российского военного присутствия. Президент Михаил Саакашвили заявил, что Грузия разделила судьбу Украины, которой Россия за несколько недель до того перекрыла газовые поставки из-за спора об условиях контракта. "Я думаю, мир должен понять смысл такого поведения, - сказал Саакашвили. - Вчера Украина, сегодня Грузия, а завтра это может произойти в любом месте, куда Россия продает газ и электроэнергию".
Чтобы понять реакцию Грузии, надо вспомнить аналогичный инцидент 2004 года, когда были взорваны два газопровода на грузинской территории. Тогда Россия обвинила в диверсии грузинских террористов. Однако с тех пор власти Грузии обнаружили связь между взрывами и российской ФСБ. Подозреваемые бежали в Россию, власти которой отказываются вернуть их в Грузию для расследования.
После катастрофы, подобной январской, любая нормальная страна как минимум связалась бы с лидерами пострадавших государств. Но не Россия. Премьер-министр Грузии Зураб Ногайдели на протяжении всего дня после взрывов пытался дозвониться до своего российского коллеги, но тщетно. Россия даже не извинилась перед двумя странами, которые она бросила на морозе, и контролируемый государством "Газпром" не торопился возобновить подачу газа до тех пор, пока не стало известно, что Грузия ищет альтернативные источники энергии в Иране и Турции.
Какими бы ни были причины кризиса, грузины продемонстрировали свою способность справиться с трудностями. Люди сохраняли спокойствие, собирались у костров, чтобы приготовить шашлык, и пили чачу. Стало ясно, что эту страну уже не поставить на колени.
Из этого кризиса Грузия может вынести два урока. Во-первых, ей следует продолжать интеграцию с Западом. Чтобы этого добиться, страна должна продолжать реформы. Ей надо открыть экономику для конкуренции, привлечь иностранные инвестиции, гарантировать законность и выстроить эффективную систему государственного управления.
Во-вторых, кризис показал, что Грузия должна покончить с почти всеобъемлющей зависимостью от российских энергоносителей. Россия продемонстрировала, что не является надежным поставщиком энергии. К настоящему моменту это все лучше понимают и в Европе, и Европа может и должна сотрудничать в этой сфере со всеми своими "новыми соседями" на востоке, а не только с Россией.
Грузия заслуживает внимания и поддержки. Ей необходимо искать возможность восстановить свою территориальную целостность посредством мирного решения проблем Южной Осетии и Абхазии. Так называемые российские "миротворческие" войска на этих территориях защищают не мир, а осколки российской империи. Чтобы нормализовать ситуацию, их надо отправить домой. Нельзя относиться к Грузии как к еще одной малоизвестной стране, которая очень далека от западного мира.