Место, которое Владимир Путин выбрал для ежегодной встречи с российским бизнесом на этой неделе, представляется символичным. Если в последние годы мероприятие проводилось в тесном зале заседаний, то в этом году оно вернулось в огромный Екатерининский зал Кремля, где в последний раз проходило в 2002 году.
Встречу пять лет назад омрачили резкие реплики, которыми обменялись президент и основатель ЮКОСа Михаил Ходорковский, - теперь тот разговор считают предвестником начатого в 2003 году судебного наступления на богатейшего по тем временам человека страны и его нефтяную компанию.
Возможно, место выбрано Путиным в этом году с учетом отмечаемого на этой неделе 15-летия Российского союза промышленников и предпринимателей - бизнес-лобби, прозванного "союзом олигархов". А возможно, это признак "урегулирования", достигнутого президентом с оставшимися российскими бизнесменами, лояльными Кремлю, хотя дело ЮКОСа продолжает греметь.
Темой выступления президента была необходимость совместной работы государства и бизнеса и использование нефтедолларов, текущих в Россию, для диверсификации экономики. Это может открыть новый этап для бизнеса и его лобби.
15-летняя история союза предпринимателей, РСПП, служит прообразом эволюции постсоветского бизнеса. Он появился на закате СССР как лобби "красных директоров", контролировавших государственные предприятия. Его создателем был Аркадий Вольский, хитрый политический делец и бывший советник лидеров СССР Юрия Андропова и Михаила Горбачева.
Провозглашая себя реформаторским, РСПП противодействовал рыночному либерализму времен Бориса Ельцина, ратуя за дальнейшее субсидирование государственного сектора и более постепенную приватизацию.
Однако в начале нынешнего десятилетия оказалось, что его, как и значительную часть экономики, захватили олигархи. Это были предприниматели вроде Ходорковского, которые использовали природный ум и прибыли от торговли и банковского дела для покупки по дешевке государственных активов во время темной российской приватизации 1990-х годов, а затем воспользовались своим богатством, чтобы приобрести влияние на Ельцина.
В действительности атака на олигархов уже началась. Преемник Ельцина, Путин в июле 2000 года вызвал 21 известного бизнесмена в Кремль и предложил знаменитую сделку. Платите налоги, подчиняйтесь закону и не лезьте в политику, сказал он им, и вы сможете сохранить свои империи, приобретенные сомнительными способами.
Два олигарха 1990-х годов, Борис Березовский и Владимир Гусинский, уже бежали из России, где им грозили обвинения в мошенничестве после нарушения новых правил. Вместо того чтобы создавать свое лобби для защиты интересов, олигархи захватили РСПП, оставив Вольского его президентом.
Борис Немцов, бывший вице-премьер времен Ельцина, говорит, что перемена была положительной. "Это был полезный шаг от гангстерского капитализма в сторону нормальности", - говорит он, так как магнаты, ранее предпочитавшие подкуп лоббированию, создали нечто, похожее на современную организацию работодателей.
Но Немцов отмечает, что сверхцентрализованный контроль режима Путина и запугивание бизнеса, особенно через дело ЮКОСа, не дали РСПП стать подлинным эквивалентом западных лобби. "Он существует главным образом для того, чтобы его члены могли доказывать свою лояльность, - говорит Немцов. - Не думаю, что за кремлевской стеной к ним действительно кто-то прислушивается".
Его члены придерживаются другого мнения. Алюминиевый и нефтяной магнат Виктор Вексельберг заявил вчера журналистам на ежегодной конференции РСПП, что это "влиятельная, сильная и авторитетная организация".
Крис Уифер, главный стратег "Альфа Банка", говорил, что сегодняшние олигархи в целом в безопасности, если они выполняют путинские заповеди 2000 года и две, появившиеся позже: использовать свое богатство для помощи стране и в стратегических секторах, вроде энергетического, действовать в соответствии с целями государства.
Даже на дружелюбной встрече в Кремле на этой неделе у Путина было напоминание для участников. "Бизнес, со своей стороны, надеюсь, оценил выгоду строгого соблюдения установленных правил и налоговой дисциплины", - заявил он на следующий день после предъявления Ходорковскому новых обвинений в отмывании денег.