Размещение американской системы противоракетной обороны в Европе имеет не только военное, но и символическое значение. Похоже, через 15 лет после окончания холодной войны сложились такие условия, когда континент снова не может обойтись без американского покровительства
Наша планета за последние десятилетия изменилась коренным образом. Это повлекло за собой выстраивание новых международных отношений.
Сегодняшний день требует от нас безотлагательного создания всеобъемлющей системы безопасности. Системы, которая сокращает до минимума опасности и учитывает интересы всех стран и международных организаций.
В российской внешней политике Европе отдан особый приоритет. В Европе сконцентрированы наши важнейшие экономические и политические интересы. Успешное развитие континента невозможно без тесного сотрудничества между Россией и Европейским союзом. ЕС - это один из наших ключевых партнеров не только в экономике и политике, но и в гуманитарной сфере, а также в образовании и науке.
Общие ответы
В сотрудничестве России и Евросоюза кроется значительный потенциал в области безопасности и обороны. Однако чтобы придать новое качество политике безопасности, предстоит сделать еще очень, очень многое. На этот счет есть хороший пример - сотрудничество России и НАТО, развитие которого идет на пользу обеим сторонам. В рамках Совета Россия-НАТО мы ищем общие ответы на новые вызовы и опасности, которые исходят, главным образом, от террористических группировок.
Однако при всей положительной динамике в отношениях с Альянсом Россия не может согласиться с тем, что при создании новой системы безопасности НАТО снова ориентируется на блоковый принцип. Имеются в виду планы по трансформации и расширению Альянса, а также по приближению военной инфраструктуры к нашим границам. Россия и государства-члены НАТО ведут интенсивный диалог.
Не могу сказать, что наши точки зрения всегда совпадают, но партнеры хотя бы выслушивают друг друга. Однако одновременно мы наблюдаем параллельные тенденции. Определенные государства НАТО проводят политику, которая не совпадает с линией Альянса и не соответствует установленным принципам сотрудничества с Россией. В частности, непонятно намерение США по созданию базы противоракетной обороны в восточноевропейских государствах.
Американцы заверяют, что данные элементы американской противоракетной обороны также возьмут на себя задачу по защите европейских союзников.
Ракетные удары трудно представимы
Это поднимает целый ряд вопросов, на которые нет никаких ответов. Так, не очень понятно, какую опасность для Европы можно предотвратить с помощью базы противоракетной обороны в Польше. Несмотря на то, что ракетные технологии все шире распространяются по всему миру, в обозримом будущем ракетами дальнего радиуса действия, которые могут поразить европейские страны или даже США, будет располагать лишь узкий круг государств.
Соответствующий ракетный потенциал имеется лишь у нескольких стран НАТО, а также у России и Китая. При сегодняшних отношениях между Европой, США и Россией обмен между ними ракетными ударами представить себе трудно. Существует теория, будто созданию европейского компонента противоракетной обороны способствовали северокорейские ракетные испытания - однако это предположение рассыпается при взгляде на глобус.
Размещение американской системы противоракетной обороны в Европе имеет не только военное, но и символическое значение. Похоже, через 15 лет после окончания холодной войны сложились такие условия, когда континент снова не может обойтись без американского покровительства и усиленного американского военного присутствия. Что стремление Европейского союза к созданию собственных военных структур может оказаться успешным только при наличии контроля со стороны американцев.
Вынужденные контрмеры
Возведение базы противоракетной обороны поблизости от российской границы является недружелюбным сигналом. Это отягощает отношения между Россией и США, Россией и государствами НАТО, а также Россией и Польшей (или любой другой страной, которая последует ее примеру). Совершенно очевидно, что распространение американских компонентов противоракетной обороны в Европе продолжается.
Также нельзя исключить их экспорт в другие части мира, например, в Азиатско-Тихоокеанский регион. Все это вынуждает нас принимать контрмеры - асимметричные и не такие дорогостоящие. Конечно, также следует пересмотреть структуру наших отношений с Альянсом. Однако мы готовы к диалогу.
Процесс принятия в НАТО новых членов приводит не только к расширению его границ, но и круга его интересов. Североатлантический союз уже вышел за рамки своей традиционной зоны ответственности. Я глубоко убежден, что интенсивные переговоры, целью которых является вступление в НАТО Украины и Грузии, не повышают ни безопасность в регионе, ни безопасность России.
Серьезные риски
Это ведет к серьезным рискам и проблемам. В нашей оценке возможных последствий от вступления Грузии в НАТО мы проводим параллели с мало воодушевляющим опытом предыдущих кругов расширения. Прецедентами могут служить примеры Эстонии и Латвии.
Перед вступлением этих стран в Североатлантический союз наши партнеры по НАТО заверяли нас, что членство в Альянсе ускорит "демократизацию этих стран" и нормализацию их отношений с Россией, ведь у них исчезнет страх перед могущественным соседом. Все произошло ровно наоборот. Даже "демократизация" в этих прибалтийских государствах приняла искаженный характер.
Там - словами и делами - порочат солдат Красной армии, которые спасли мир от "коричневой чумы". Абсурдным образом пропагандируются фашистские и националистические идеи, русскоязычное и, в особенности, этнически русское население подвергается дискриминации. Политическая "слепота" Альянса в этом вопросе вызывает у нас, мягко говоря, непонимание.
Чтобы расставить все точки над "i": Россия очень ценит уже проведенную совместную работу. Мы честно надеемся, что все проблемы могут быть решены в ближайшее время. Однако это возможно только в процессе переговоров - и при условии учета представлений о безопасности и оборонных интересов всех партнеров.
Сергей Иванов - министр обороны РФ
Также по теме:
Джон Маккейн, "Провокационная игра России - опасность для Западной Европы"