Американские власти пытаются спасти вице-президента времен Саддама Хусейна от скорой отправки на виселицу. Они опасаются, что после жуткого повешения Хусейна и его сообщников очередная казнь может еще больше повредить репутации проамериканского правительства.
Бывший вице-президент Таха Ясин Рамадан был в числе семерых чиновников - включая Хусейна - которым в ноябре в Верховном трибунале Ирака были вынесены приговоры. Этот суд, состоящий из иракцев, был сформирован Соединенными Штатами для осуждения представителей свергнутого режима. Суд первой инстанции приговорил Рамадана к пожизненному заключению, однако в декабре апелляционный суд вынес ему смертный приговор.
Апелляционный суд не предоставил юридического обоснования ужесточения приговора, и эксперты-правоведы, нанятые американским правительством для консультаций трибунала, заявили, что его решение нарушает нормы отправления правосудия. Юридические наблюдатели говорят, что прокурорам не удалось представить прямых доказательств связи Рамадана с конкретными убийствами, за которые его сейчас должны казнить. Судя по всему, по этой причине суд отказался вынести смертный приговор.
"Две казни уже прошли из рук вон плохо, - заявил один из высокопоставленных представителей вашингтонской администрации. - Хотелось бы предотвратить дальнейшие бедствия".
Сегодня верховный комиссар ООН по правам человека Луиз Арбур намерена направить иракским властям просьбу о пересмотре смертного приговора в связи с нарушениями, допущенными при рассмотрении апелляции. Об этом сообщил источник, знакомый с данным вопросом. По его словам, представитель ООН в Багдаде сегодня намерен встретиться с главным судьей иракского трибунала Арифом Шахином, чтобы передать ему письмо, в котором Арбур разъясняет свои сомнения.
Дело Рамадана ставит администрацию Буша перед сложной дилеммой. С одной стороны, официальные лица опасаются негативной реакции общества, в частности уличных беспорядков, и того, что в результате противоречивой, неоднозначной казни он может обрести статус мученика. В то же время они не хотят явно вмешиваться в иракскую судебную систему, поскольку это повредит стремлению США создать Ираку репутацию независимого государства.
"Разумеется, мы выразили беспокойство по поводу этой апелляции", - сообщил один из представителей администрации. Он также добавил, что США используют "финансирование и прочие рычаги" для влияния на трибунал. Однако "я не хочу подменять решение иракских судов нашим решением" или "детально контролировать процесс", сообщил данный чиновник.
5 ноября Хусейн вместе с двумя другими обвиняемыми был приговорен к смерти. Вскоре апелляционный суд утвердил приговор, и они были повешены. Эти казни вызвали широкую критику из-за их мстительного характера и непрофессионального приведения в исполнение. Казнь, состоявшаяся 30 декабря, была снята на видео, и на записи видно, как палачи насмехаются над стоящим на эшафоте Хусейном. Спустя две недели был казнен сводный брат Хусейна, бывший глава тайной полиции Барзан Ибрагим ат-Тикрити, - но при повешении он лишился головы. Третий приговоренный, видимо, был лишен жизни без происшествий.
Власти США опасаются, что сомнительный апелляционный суд, спешка в подготовке казни и отвратительные кадры повешения способствовали тому, что проамериканское шиитское правительство Ирака стало восприниматься как жаждущее мести, а не справедливого суда над свергнутым суннитским режимом. "Его превратили в мученика", - сказал о Хусейне египетский президент Хосни Мубарак.
Представители западных стран в Багдаде, сотрудничавшие с трибуналом, беспокоятся, что дело Рамадана может привести к усилению напряжения. Они говорят, что это новый пример политического вмешательства в действия иракского суда. По их словам, судьи, которых правительство сочло слишком мягкими, были заменены. Во время процесса премьер-министр Нури аль-Малики и другие чиновники говорили о приговоре Хусейну и другим обвиняемым как о свершившемся факте.
Представитель Малики в трибунале Басам Ридха заявил в интервью, что правительство не пыталось повлиять на суд и что иракские законы позволяют апелляционному суду ужесточать приговоры, принятые в первой инстанции.
Ридха подчеркнул, что один из обвиняемых, представших перед трибуналом, бывший деятель партии "Баас" Мухаммед Азави, был отпущен. Для обеспечения безопасности Азави "это держалось в секрете, но мы предоставили ему охрану и поддержку, чтобы убедиться, что с ним все в порядке и никто не повредит ему", рассказал Ридха. "Мы позволили уйти человеку, которого суд постановил отпустить".
Трудно предполагать, что Рамадан (бубновая десятка в карточной колоде "самых разыскиваемых", которую получают американские солдаты) за все эти годы не участвовал в преступлениях. В 2002 году Рамадан предложил решить противоречия между Багдадом и Вашингтоном с помощью дуэли: он вместе с Хусейном против вице-президента Дика Чейни и президента Буша.
Тем не менее представители США, западные юридические советники и наблюдатели за соблюдением прав человека в Багдаде говорят, что прокуроры не показали убедительной связи Рамадана с убийствами, за которые его должны казнить. Нынешняя казнь, по их словам, не даст возможности привести его к ответу за другие преступления, по которым существуют более явные улики, способные послужить обоснованием смертной казни.
Суд касался карательной акции в шиитской деревне Эд-Дуджейль, проведенной после того, как в 1982 году там было совершено покушение на Хусейна. Согласно уликам, около 150 мужчин погибли в заключении или были казнены, около 1,5 тыс. жителей деревни были арестованы - отправлены в лагеря, подвергнуты пыткам, большая часть их собственности была уничтожена. Эд-Дуджейль был оплотом партии "Даава" премьер-министра Малики.
Рамадан возглавлял Народную армию, ополчение партии "Баас", которая осуществляла репрессии в Эд-Дуджейле. Приговор ему, очевидно, был вынесен по принципу ответственности командования, согласно которому командиры несут ответственность за преступления своих подчиненных.
Заседание суда, которое должно утвердить приговор, было назначено на 25 января, но после выражения сомнений со стороны ООН и США оно было перенесено на 12 февраля. Если смертный приговор будет подтвержден, то, как сообщил Ридха, иракские законы отводят на приведение его в исполнение 30 дней.