Представьте, что нацистский режим в Германии не рухнул и сохранился еще на несколько десятилетий. Гитлер не проиграл войну, а умер в начале 1950-х, а пришедшие на смену невыразительные партийцы так или иначе отреклись от его "достижений". И вот, допустим, в 1980-е у власти оказался "нацист-реформатор" (назовем его Михаэль Горбач), который демонтировал систему национал-социализма, но лишился власти, когда "третий рейх" рухнул в пучину политического и экономического хаоса.
После десяти лет потрясений к власти в "Немецкой федерации", которая уменьшилась в размерах, пришел офицер СС (пусть его зовут Вольдемар Пушник) - сначала он занял премьерский пост, а затем стал президентом. За восемь лет руководства герра Пушника экономика Германии стабилизировалась, в основном благодаря взлетевшим до небес ценам на уголь.
Это было бы, мягко говоря, неприятно, но терпимо. СС, несмотря на все свои ужасы, привлекала способных и амбициозных людей, а раз Пушник работал во внешней разведке, то к преступлениям прошлого он напрямую не причастен. Стабильная Германия лучше, чем охваченная хаосом. У крупной страны неизбежно есть свои интересы в области безопасности, а потому голландцы, чехи, датчане и поляки скорее сохранят возвращенную независимость, если решат дружить с Пушником, а не кричать направо и налево об ужасах нацизма.
Похожая ситуация сложилась в России. Было бы неправильно винить нынешних россиян за преступления сталинской эпохи. Россия никуда не исчезнет, и потому Польше, Прибалтике и прочим не следует без нужды провоцировать Кремль. У КГБ чудовищная история, но сам Владимир Путин играл достаточно безобидную роль.
Но все это верно лишь при условии, что современные властители не выказывают сочувствия к преступлениям своих предшественников. Коль скоро герр Пушник, наш воображаемый лидер постнацистской Германии, начнет заигрывать с отрицанием Холокоста, пора бить тревогу.
В России Владимир Путин подошел опасно близко к чему-то подобному. Он заявил, что пакт Молотова-Риббентропа был оправдан и что не следует извиняться перед жертвами сталинизма в Прибалтике.
Однако российские СМИ пошли еще дальше. За последние полгода как минимум четырежды прозвучали возмутительно лживые заявления о том, что 20 тыс. пленных польских офицеров в Катыни в 1940 году были расстреляны нацистами, а не советскими военными. Эта ложь сталинского разлива, которую в Польше насаждали под дулом пистолета, стала отягчающим обстоятельством преступления, однако в 1990-е годы, при поддержке Кремля, она была опровергнута.
Но сейчас она вновь всплыла, и не в каких-то второразрядных публикациях. Все началось 18 сентября прошлого года со статьи в государственной "Российской газете". 22 октября эти утверждения повторила рассчитанная на массового читателя "Комсомольская правда", а 4 ноября - телеканал "ТВ-Центр", фактически находящийся в управлении московской мэрии. В минувшие выходные в своем военном приложении аналогичные заявления повторила прежде уважаемая "Независимая газета".
Эти публикации не были ответом на польскую провокацию. Как раз сейчас Варшава делает шаги навстречу России, стараясь улучшить отношения с Москвой.
Российские СМИ - по крайней мере, теоретически - могут писать что угодно. Однако вряд ли ревизионизм вспыхнул без какого-либо официального благословения.
Лучшим способом пресечь эту тенденцию для Кремля и российского министерства иностранных дел было бы обнародование четкого и резкого заявления с официальным признанием: да, советская тайная полиция по приказу Сталина учинила бойню в Катыни. Отказ сделать это - как минимум демонстрация преступного цинизма. Как максимум - отвратительное сочувствие преступникам.