Случилось нечто примечательное. Группа взрослых людей, очевидно, в здравом уме, заявила Джорджу Клуни, что не хочет ни видеть его, ни слышать. Эта группа - ни больше ни меньше - делегаты ООН.
Клуни - это последний из "послов" ООН от шоу-бизнеса, и в этой роли он недавно побывал в Дарфуре, увидев воочию условия, которые, по словам многих наблюдателей, требуют присутствия некоей миротворческой силы ООН.
Говорят, что именно это великий актер и собирался рассказать делегатам ООН в Нью-Йорке. Конечно, пресса массово стеклась послушать лекцию Клуни перед теми, кого неизменно называют "международным сообществом", но тут, как раз перед тем, как должны были зажечься софиты, вместо слов "Мотор!" кто-то выдернул штепсель.
Точнее, группа делегатов - многие подозревают, что во главе ее стояли Россия и Франция - заявила, что они не желают, чтобы какой-то американский актер читал им лекции об их политических обязанностях. Или, как отметила пресс-секретарь российской миссии в ООН, "это не подходящий для Клуни форум". Мария Захарова добавила - вероятно, для того, чтобы никто не подумал, что ее страна объявляет войну Голливуду: "Россия полностью поддерживает деятельность знаменитостей, которая содействует роли ООН". Несомненно, Анджелина Джоли испытает облегчение, когда услышит это, не говоря уже о Джери Халливел.
Теперь мы все знаем, что Россия - да и Франция - проводят свою внешнюю политику с продуманным и безжалостным цинизмом. Мы также знаем, что ООН - несмотря на полдесятка резолюций - не слишком-то прославилась в своих отношениях с Суданом. Я полагаю, мы должны очень и очень обозлиться из-за того, что Клуни помешали прочитать лекцию Генеральной Ассамблее.
Однако моей первой реакцией, когда я услышал об этой пощечине, была радость. Наконец-то группа людей переосмыслила ситуацию и заявила одному из представителей растущей когорты актеров, рок-звезд и моделей, которые считают, что мир обязан прислушиваться к их глубоким мыслям (обо всем - от климатических изменений до ядерного распространения): по правде говоря, мы не обязаны слушать вас. Клуни, может, и прав, а россияне, может, и ошибаются, но когда шоу-бизнес ставят на место (и делает это не обязательно Генеральная Ассамблея ООН), это редкое и прекрасное событие.
Вероятно, такой отпор мог дать только эмиссар правительства Путина, которое известно своим твердым - если не сказать "убийственным" - презрением ко всему, что дорого Западу (а ничто так не дорого Западу, как кинобизнес). Определенно сложно себе представить, чтобы с подобным неуважением к голубой крови "шоу-биза" отнесся какой-нибудь британский или американский политик.
В Британии Гордон Браун и Дэвид Камерон неистово состязаются за симпатии и благословение тех, кого мы именуем "знаменитостями". Боб Гелдоф - который, вне сомнений, является значимой фигурой и за пределами звукозаписывающей студии - должно быть, потерял счет просьбам вступить в ту или иную из наших главных политических партий. Если подумать, то кажется маловероятным, что за благословением к нему не обращались также либерал-демократы или Партия независимости Соединенного Королевства (UKIP).
В Америке Голливуд и политика связаны кровосмесительными узами. Например, звезд "Западного крыла" сейчас регулярно просят поделиться их взглядами по поводу различных "реальных" кандидатов в президенты, причем делают это откровенно серьезные газеты. Я полагаю, в этом нет ничего нового. Почти 40 лет президентом Американской кинематографической ассоциации - иными словами, "мистером Голливуд" - был Джек Валенти. Прежде чем попасть в Голливуд, Валенти был "главным умельцем" президента-демократа Линдона Джонсона. Есть некоторые свидетельства, которые заставляют предположить, что, каким бы бесценным ни был Валенти в Белом доме, еще более полезным он был на бульваре Сансет.
Лос-Анджелес, как и Калифорнию в целом, традиционно считали плодородной почвой для демократов, так что схватка Хиллари Клинтон и Барака Обамы за благословения представителей Голливуда приобрела особенную интенсивность и ожесточенность. И они в некотором роде абсолютно правы, что тревожатся об этом. Кинозвездам доверяют так, как не доверяют ни одному политику - или какой бы то ни было другой группе в обществе. Почему их считают таким образцом для подражания, остается для меня загадкой. Сведения, которыми мы располагаем, говорят о том, что большинство великих имен Голливуда либо психопаты, либо сидят на наркотиках - а зачастую страдают и от того, и от другого.
Естественно, мы должны оградить от этой критики неописуемо чистого Джорджа Клуни. Клуни зарабатывает огромные деньги, снимаясь в рекламе Martini и Budweiser, но это - легализованные субстанции, без которых американская экономика может запросто впасть в рецессию. Продвижение этих брендов - общественный долг, и съемки в их рекламе никоим образом не дискредитируют искренности Клуни как человека, заинтересованного лишь в искусстве и истине.
Джек Валенти всегда утверждал, что в слиянии политики и бизнеса нет ничего странного: он любил говаривать, что "политики и кинозвезды имеют общую ДНК". И кое в чем он прав. Актеры, если они хоть на что-то годятся, имеют дар заставлять зрителей верить в то, во что они хотят заставить их верить. Величайшие актеры также обладают способностью трогать чувства зрителей и создавать необычайное ощущение близости. Лишь немногие политики не жаждут обладать такими же умениями - и очень немногие, такие как Тони Блэр, действительно обладают хотя бы малой толикой таких умений.
Конечно, мы помним экстраординарный случай Рональда Рейгана, который служил самым ярким и триумфальным примером в рассуждениях Джека Валенти. Над Рейганом, особенно в США, часто подтрунивают, называя его иллюстрацией досадных последствий вмешательства актера в политику: говорят, что он был "пустым сосудом", который просто "разыгрывал" строчки, которые ему давали на бумажке, в действительности не вникая в их истинную значимость.
Но в действительности Рейган был гораздо более великим политиком, чем актером - он был далеко не tabula rasa в ожидании чужих идей, а человеком самых жестких принципов. Он не просто играл роль человека со страстно защищаемыми взглядами. Это были его собственные взгляды. Так что, когда он назвал Советский Союз "империей зла", то шокировал некоторых своих политических советников, которые предпочли бы, чтобы он был чуть менее искренним.
Не исключено, что Джордж Клуни - несмотря на очевидную нелюбовь ко всему, за что выступал Рональд Рейган - имитировал тон сорокового президента, когда на прошлой неделе комментировал атаку россиян на него. Лучше бы он просто отшутился: "Полагаю, я утратил навык". В любом случае, это было бы отличным театральным ходом.