В четверг основная европейская организация, занимающаяся мониторингом выборов, сообщила, что не пошлет своих наблюдателей в Россию на избирательную кампанию и президентские выборы 2 марта, сославшись на то, что российские власти строго ограничивают ее деятельность.
Заявление Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) об отмене миссии не стало неожиданностью. Но оно стало официальной констатацией кардинальных различий между тем, как российская номинальная демократия воспринимается за границей, и тем, как предпочитают изображать ее Кремль и его подконтрольные СМИ.
В России этот вопрос особенно щекотлив. Второй срок президента Владимира Путина подходит к концу; Путин не может законным путем баллотироваться на третий срок и тщательно управляет процессом передачи власти преемнику, который, по крайней мере формально, предполагает всеобщие выборы.
Более того, Кремль крайне подозрительно относится к независимым наблюдателям: ранее он заявлял, что подробные отчеты о подтасовке результатов выборов в других странах провоцировали смуту в обществе и даже революции.
Отмена миссии - признак очередной тупиковой ситуации в отношениях между Западом и Кремлем, который разбогател на нефтедолларах, вновь обрел уверенность в себе и теперь проявляет желание отбросить международные и дипломатические обязательства, взятые после распада СССР.
"Мы приложили все усилия в духе доброй воли по развертыванию нашей миссии даже в условиях, введенных российскими властями", - сказал Кристиан Штрохал, директор организации, в заявлении в Варшаве, где находится штаб-квартира БДИПЧ. Он добавил: "Российская Федерация выдвинула ограничения, которые не способствуют осуществлению наблюдения за выборами".
Россия отреагировала на это решение с негодованием, но США выразили одобрение.
"Мы поддерживаем решение БДИПЧ, - сказал в телефонном интервью Дэвид Крамер, заместитель младшего госсекретаря, отдел которого курирует вопросы России. - Государствам следует привыкнуть к тому факту, что уважаемые международные организации приезжают для наблюдения за выборами в них и соответствующего мониторинга. Россия не должна быть исключением - этот процесс является составной частью формирования нормального демократического общества".
По словам Крамера и других дипломатов, условия, выдвинутые Россией в отношении наблюдателей, делают невозможной полноценную и честную оценку избирательного процесса.
Как сообщили дипломаты в последние недели, среди ограничений - отказ России впустить в страну стандартную группу долгосрочных наблюдателей; эти наблюдатели отслеживают процесс регистрации кандидатов, содержание СМИ, использование правительством государственных ресурсов и поведение в период избирательной кампании.
Россия также отказалась принять гораздо более многочисленную группу краткосрочных наблюдателей, которые обычно наблюдают за действиями правительства в день выборов, за голосованием и подсчетом голосов. Вместо этого российская сторона пригласила малочисленную миссию и на ограниченный срок.
Относительно недавно - в 2004 году - Россия допустила на свои выборы более 400 наблюдателей и позволила долгосрочным наблюдателям приехать за несколько недель до голосования.
На нынешние президентские выборы, проходящие по тщательно составленному Кремлем сценарию и обходящиеся без участия серьезного кандидата от оппозиции, Россия пригласила 70 сотрудников БДИПЧ, заявив, что к работе на местах они смогут приступить лишь за несколько дней до выборах.
На переговорах между Центральной Избирательной Комиссией РФ и наблюдателями, прошедших на этой неделе, российская сторона сообщила, что может разрешить наблюдателям начать работу 20 февраля - менее чем за две недели до голосования.
Дипломаты из БДИПЧ назвали это, второе предложение России неудовлетворительным и заявили, что наблюдателям необходимо приступить к работе 18 февраля, чтобы миссия успешно выполняла свои обязанности хотя бы в ограниченной мере.
Россия не согласилась впустить в страну наблюдателей так рано, и переговоры завершились крахом.
Штрохал, обычно сдержанный в публичных высказываниях, заговорил тоном порицания. "То, что верно для любых выборов, верно и для этих: прозрачность укрепляет демократию, политика закрытых дверей ослабляет ее, - сказал он. - Я сожалею о случившемся и надеюсь, что российские власти все-таки найдут способ наладить беспрепятственное сотрудничество с БДИПЧ".
Российское правительство, до сих пор пытающееся позиционировать себя как демократическое, хотя и подавляет открытые выборы, содержание СМИ и общественное инакомыслие, среагировало с негодованием.
По сообщению агентства "Интерфакс", Михаил Камынин, официальный представитель Министерства иностранных дел РФ, сказал, что российская сторона глубоко сожалеет о позиции БДИПЧ.
Борьба за то, чтобы дать определение процессу сползания к авторитаризму, который наблюдается на значительной части бывшего СССР, и описать этот процесс, тянется уже много лет. Отчеты БДИПЧ содержат документальные свидетельства о широком спектре злоупотреблений на выборах и тенденциях в этой сфере и превращаются в детальный общедоступный архив сведений о механизмах фальсификации результатов голосования многочисленными автократическими правительствами региона, в том числе российскими властями.
С 2003 года, когда эти отчеты, по-видимому, стали катализатором оппозиционных движений, Кремль ведет на дипломатическом уровне и в СМИ кампанию по их дискредитации.
Кремль также пытается, пока что безуспешно, ввести в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), под эгидой которой работает БДИПЧ, правила, которые запретили бы публикацию докладов наблюдателей.
В четверг еще одна организация, занимающаяся мониторингом выборов и также входящая в структуру ОБСЕ, - Парламентская ассамблея ОБСЕ, штаб-квартира которой находится в Копенгагене, - сообщила, что не пошлет свою миссию на выборы в Россию.
Как пояснил по телефону официальный представитель Парламентской ассамблеи Клас Бергман, эта организация представляет 55 парламентов, но Россия пригласила всего 30 наблюдателей. "Несомненно, они пытаются изменить правила игры", - заметил Бергман.