Джон Маккейн, сенатор от штата Аризона и кандидат в президенты США от Республиканской партии, обрисовал свои внешнеполитические цели: "большая восьмерка" без России, независимое Косово и "Лига демократий"
Выборы нового президента США будут иметь серьезные последствия для наших отношений с Европой - а также для способности Запада реализовывать наши совместные цели во всем мире.
США не в одиночку выиграли холодную войну: это сделало трансатлантическое сообщество вместе с гражданами по ту сторону железного занавеса, которые сражались за свободу на всей территории - от Варшавы и Москвы до Будапешта. В том случае, если я стану президентом США, одним из главнейших приоритетов для меня станет оживление трансатлантического партнерства и духовной солидарности.
Наше будущее зависит от того, как мы справимся с вызовами, которые бросается XXI век. Это борьба с терроризмом и преодоление других опасностей, единая энергетическая политика, единый трансатлантический рынок и институциализация нашего сотрудничества в таких областях, как климатическая защита, помощь иностранным государствам и содействие распространению идей демократии.
Американцы поддерживают укрепление позиций ЕС - без этого будет невозможно адекватно ответить на вызовы нового времени. Кроме того, мы выступаем за дееспособное НАТО. Мы сможем укрепить альянс, если на предстоящем саммите в Бухаресте пригласим присоединиться к НАТО Хорватию, Албанию и Македонию. Одна из основных целей альянса - гарантировать безопасность в Европе и открыть дверь для таких демократических государств, как Украина и Грузия.
Мы должны стремиться к более тесному сотрудничеству для того, чтобы интегрировать независимое Косово в евро-атлантические институты. Турцию, которая уже долгое время является надежным союзником НАТО, мы также должны принять как полноценного партнера.
.
G8 без России, но с Индией и Бразилией
Запад должен выработать единую линию поведения в отношении реваншистской России, руководство которой, по всей видимости, предпочитает взять старый курс на конфронтацию, чем примкнуть к демократическому курсу на мир, который избрал для себя Запад. Мы должны позаботиться о том, чтобы "большая восьмерка" снова стала клубом ведущих демократических держав с рыночной экономикой: нужно принять в G8 Индию и Бразилию и исключить оттуда Россию.
Западные страны должны уяснить, что солидарность НАТО нерушима от Балтийского до Черного моря и что двери альянса всегда остаются открытыми для всех демократических государства, которые осознают свою ответственность в деле защиты свободы. Для Москвы остается возможность настоящего партнерства, но только в том случае, если она будет выполнять свои обязательства перед международным сообществом и перед собственными гражданами.
Европа и США должны увеличить значимость и скоординированность наших программ для того, чтобы поддержать демократию и главенство закона в странах, испытывающих их недостаток. Такие программы важны в России, а также в Белоруссии, где диктатура продолжает практиковать всеобщее подавление. Но не менее важно протянуть руку таким демократиям, находящимся в стадии становления, как Украина, Грузии и страны Балтии.
"Лига демократий"
Чтобы справиться с вызовами XXI века, я поддерживаю идею создания "Лиги демократий". Ее целью будет не заменить ООН или другие международные организации, а дополнить их.
Она может вмешаться там, где действия ООН окажутся провальными - например, чтобы справиться с такими катастрофами, как дарфурская, или оказать помощь в борьбе с распространением ВИЧ в странах к югу от Сахары. Кроме того, "Лига демократий" сможет оказать содействие в разработке концепций по борьбе с экологическими катастрофами, поддерживать нетвердо стоящие на ногах демократические режимы, оказывать давление на такие репрессивные режимы, как в Бирме, и обеспечить демократиям, переживающим период становления, беспрепятственный доступ к рынку.
Если я стану президентом, я организую встречу представителей демократических стран для того, чтобы обсудить необходимые шаги по воплощению в жизнь этого видения реальности - по тому же принципу, как 60 лет назад Америка взяла на себя создание НАТО.