О жизни калининградцев и жителей деревеньки Будущее рассказывает сегодня немецкий еженедельник Der Spiegel. Будущее расположено на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом, но будущего у него нет. Даже за покупкой хлеба деревенским жителям приходится отправляться за семь километров, так как передвижная лавка вот уже две недели не может попасть в Будущее из-за снежных заносов, рассказывает автор статьи Матиас Шепп.
Зато в Будущем существует фельдшерский пункт. В помещении холодно, изо рта идет пар. На столе у хозяйки Елены Егоровой три стопки медикаментов, несколько бинтов и видавшие виды счеты. На стене три плаката. На одном изображена огромная муха, сидящая на тарелке, на которой сиротливо покоятся две сосиски. Ниже надпись: "Берегите еду от мух. Они являются разносчиками опасных болезней". Плакат был напечатан в 1984 году. "Даже Господь Бог, - говорит Елена, - не спасет Будущее от вымирания".
Деревни вроде Будущего, говорится далее в статье, слишком малы, чтобы удостоиться внимания Кремля. Другое дело - Калининград с его почти миллионом жителей. Они недовольны растущими безработицей и налоговой нагрузкой, улицами в колдобинах - и губернатором, который строит кольцевую автодорогу, оснащая ее лампами с собственного предприятия.
Недавняя многотысячная демонстрация в Калининграде, пишет Шепп, взволновала московскую властную элиту гораздо больше, чем другие демонстрации последних лет. В России возобновились протесты с социальным подтекстом. Когда в начале 2005 года пенсионеры протестовали против монетизации льгот, рейтинг Путина упал до 43%. Тогда власти пришлось частично пойти на попятный.
Около года назад массовый митинг против повышения ввозных пошлин на иномарки состоялся во Владивостоке. В прошлом году бастовали рабочие в Пикалево. До сих пор Кремлю удавалось гасить протесты, в частности, подарками из госказны - и предотвращать тем самым гигантский пожар.
Однако Калининград, уверен автор репортажа, - это зловещее предзнаменование: здесь прозвучало требование отставки главы правительства Путина. Кроме того, волнение Москвы объясняется еще и тем, что социальные протесты могут ускорить давно ожидаемую борьбу за власть в провинциях, ведь лагерь президента Дмитрия Медведева имеет другие представления о решении экономических и социальных проблем, чем Путин.
Сейчас в Калининграде впервые единым фронтом выступила как парламентская, так и внепарламентская оппозиция. В этом, говорится далее в статье, кроется возможность пошатнуть власть путинской "Единой России". Если у них это получится, то для Медведева откроется реальная возможность оказаться к президентским выборам 2012 года первым лицом в стране, не номинально, а фактически.