"7 февраля 1613 года (по старому стилю) Собор представителей разных социальных групп и регионов в Москве избрал царем молодого Михаила Федоровича Романова. Ровно 400 лет тому назад на российский трон взошел первый представитель династии Романовых. Она оставалась у власти 304 года до ее свержения в феврале 1917 года", - пишет профессор истории Венского университета Андреас Каппелер в Neue Zürcher Zeitung.
Историк напоминает, что выбором Михаила Романова закончился период Смуты, начавшийся в 1598 году со смертью последнего Рюриковича - Федора, сына Ивана Грозного. После смерти первого выборного монарха - Бориса Годунова - в 1605 году начались гражданская война и сильнейший голод. В войну вмешались Польско-Литовское государство и Швеция, на российский трон взошел самозванец Лжедмитрий, затем Москву заняли поляки. Однако против возможного царя-поляка в провинциях поднялось восстание, поддержанное Православной церковью. В 1612 году поляков изгнали из Москвы, а немногим позже на трон взошел Михаил.
"Основание династии Романовых закреплено в исторической памяти россиян как символ единства народа и власти против агрессии с Запада и начала пути России к статусу великой державы", - пишет Каппелер.
Историк обращает внимание на параллели между событиями начала XVII века и последних десятилетий. "Распад СССР привел к глубокому политическому кризису, к новой смуте", - пишет он. В стране остро не хватало продуктов, "система социального и медицинского обеспечения развалилась, люди столкнулись с "диким капитализмом". В этой связи возникли антизападные настроения". Автор также напоминает о "глубоком недовольстве" Михаилом Горбачевым и Борисом Ельциным, на которых возлагалась ответственность за смуту и потерю позиции мировой державы.
На фоне этого кризиса, пишет историк, Владимир Путин, пришедший к власти в марте 2000 года, выглядел как спаситель. "Уже во время первого срока ему удалось железной рукой покончить со смутой, стабилизировать политическое положение в России, консолидировать экономику и восстановить оскорбленную национальную гордость. Так же, как и в 1612-1613 годах, это произошло при помощи Православной церкви", - напоминает Каппелер.
Каппелер пишет, что 400-летие освобождения Москвы от поляков и 200-летие победы России над Наполеоном были важнейшими моментами Года истории, отмечавшегося в России в 2012 году. Ожидалось, что 400-летие династии Романовых тоже будут торжественно отмечать "во славу имперского величия России и ее нынешнего президента", продолжает автор. Еще в декабре журналистам на пресс-конференции Путина раздали папку с портретами всех Романовых. Однако позже президент объявил, что никаких официальных торжеств не будет, а соответствующим инициативам научных и церковных кругов, потомков Романовых и некоторых российских регионов не дали хода.
По мнению Каппелера, Путин боится слишком подчеркивать параллель с Романовыми и тем более показывать себя в роли их преемника или основателя новой династии. "При всей патриотической памяти об имперской истории большинство россиян этого не поймет", - отмечает историк. Кроме того, первый Романов, по его словам, не был выдающимся царем. "Поэтому популист Путин ограничился восхвалением русского народа, изгнавшего оккупантов, положившего конец Смуте и избравшего нового правителя, династия которого возвеличила Россию", - заключает Каппелер.