Походы индийских мужчин в национальные заповедники дикой природы превращают их жен в "тигровых вдов"
Рискованная охота длилась уже вторую неделю и подходила к концу. Мужчины, безмолвно пробираясь по джунглям по колено в грязи, собирали мед. Вдруг словно из ниоткуда выпрыгнул тигр и вцепился одному из охотников в горло.
В этот роковой апрельский день Синдхубала Мандаль, ожидая возвращения мужа с охоты, отправилась в храм богини леса Банобиби, которую индусы обычно молят о безопасности мужчин, входящих в Сундарбанс, самый большой в мире мангровый лес, где живут индийские тигры.
"Когда я поставила цветы, корона богини упала на землю. Это было плохое предзнаменование. Я поняла, что что-то не так, - вспоминает 55-летняя Мандаль, теперь уже вдова, одетая во все белое. - Это моя судьба, такая же, как и судьба многих других вдов в этом поселке".
В тот день тигр загрыз трех из шестерых охотников.
Женщин, мужья которых были убиты тиграми во время походов в лес за медом или рыбой, называют "тигровыми вдовами". По данным лесников, "тигровые вдовы" есть почти во всех 35 поселках, которые граничат с болотистым "Тигровым заповедником Сундарбанс" на востоке индийского штата Западная Бенгалия на границе Индии и Бангладеш.
Сотни лет рыбаки, собиратели меда и дерева из ближайших поселков зависели от ресурсов Сундарбанса. Опасность оказаться жертвой тигра существовала всегда, и к ней уже почти привыкли. Вот почему, когда в 1973 году Индия превратила лес в заповедник, жители враждебно отнеслись к нахлынувшим сюда борцам за сохранение природы и к смотрителям, которые перекрыли вход в лес ради спасения тигров.
В Сундарбансе обитают приблизительно 245 тигров. До середины 90-х тигры убивали по 30-40 человек в год. Люди, в свою очередь, тоже убивали тигров, случайно забредавших в их деревни. Только в прошлом году количество погибших от нападения тигров людей сократилось до 15 человек. Спад произошел после того, как директор заповедника Прадип Виас и его служащие попытались хоть как-то улучшить инфраструктуру близлежащих поселков.
В Индии с ее с миллиардным населением многие миллионы людей живут на территории или поблизости от национальных парков и заповедников дикой природы, ресурсы которых являются для них главным источником существования. По словам экологов, люди в этих районах - главная угроза для индийских тигров.
В Индии обитает половина из 5 тысяч диких тигров мира. Уже несколько десятков лет страна пытается сбалансировать усилия по защите окружающей среды и заботу о населении, которое отказывается переезжать из своих домов и настаивает на том, что имеет право пасти скот на территории заповедников.
"Индийские законы о защите животных и модель сохранения дикой природы находится под сильным влиянием американской модели национальных парков, которая предполагает выселение людей. Для такой страны, как Индия, это совершенно не подходит, - отмечает эколог Ашиш Котхари, предлагающий вовлекать в охрану заповедников местное население. - Вместо того чтобы попытаться добиться от людей понимания в вопросе сохранения дикой природы, мы превратили их во врагов".
Как свидетельствует недавнее исследование индийских парков и заповедников, проведенное Индийским институтом общественного управления, самый печальный уровень нищеты в Индии зафиксирован как раз среди жителей районов, граничащих с заповедниками, где люди добывают топливо и корм для скота. Эксперты по дикой природе настаивают на необходимости разделения людей и дикой природы путем предоставления людям альтернативных источников существования.
Нигде эта проблема не является столь актуальной, как в Сундарбансе, вокруг которого живут около 400 тысяч индийцев. Этот биологически пестрый заповедник находится в крупнейшей в мире дельте и играет ключевую роль в защите города Калькутта от ветров, дующих из Бенгальского залива. Тигры Сундарбанса часто купаются в морской воде, они стали героями многочисленных мифов и легенд.
"Моя работа как лесника заключается в научном управлении лесом и дикой природой, а не в снижении уровня нищеты народа, - говорит Виас. Однако теперь он вынужден проводить программы развития среди жителей Сундарбанса. - Это единственный способ, с помощью которого я могу сделать их независимыми от леса и спасти тигров".
Виас привозит "тигровым вдовам" швейные машинки, обучает мужчин разводить кур и выращивать овощи и злаки на продажу. Его сотрудники строят ирригационные каналы, выкладывают кирпичные дорожки, роют колодцы с питьевой водой.
Жители поселков продолжают пробираться в лес, однако теперь в поселках к лесникам относятся по-доброму и даже выслушивают их речи о необходимости сохранения природы. За последние 15 месяцев жители не убили ни одного из 20 тигров, которые забредали в деревни. Обнаружив тигра, жители немедленно сообщали об этом лесникам, которые усыпляли животных и возвращали их в лес. Правда, тигры не проявили встречного понимания и загрызли 20 человек.
Для 35-летней "тигровой вдовы" Ситарани Бисвас из поселка Пакхиралья, которая потеряла мужа-рыбака в прошлом году, не изменилось ровным счетом ничего. Число жертв тигров вокруг нее продолжает расти, потому что мужчины продолжают ходить в лес.
"У нас нет выбора. Мы живем в постоянном страхе. Если мы не будем ловить рыбу и собирать мед, нам нечем будет кормить наши семьи. Где наша работа?" - говорит она.
У Бисвас четверо детей. Ей предстоит растить их в одиночестве. Лесники привезли ей швейную машину, и она учится шить, чтобы в будущем иметь возможность зарабатывать хоть какие-то деньги?