Кремль борется с миллиардерами за контроль над нефтью
"Сигнал единственный - воровать нельзя", - сказал Владимир Путин в связи с делом Ходорковского, и он может быть уверен, что нищий русский народ с ним полностью солидарен.
Президент часто и охотно повторяет, что крупные российские предприниматели нажились на приватизации государственных предприятий в 90-е годы, тогда как миллионы россиян живут на грани бедности. И статистика дает ему такое право. В мае в русском издании журнала Forbes был опубликован список 36 миллиардеров, на долю которых приходится четвертая часть всего российского внутреннего валового продукта. При этом так называемые олигархи вершат свои дела преимущественно в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, богатой сырьевыми ресурсами: в нефтяной, стальной, алюминиевой, никелевой.
Задачу по слому их власти Путин считает для себя одной из самых актуальных. Первыми жертвами главы Кремля стали Борис Березовский и Владимир Гусинский. В 1996 году они использовали принадлежавшие им медиа-холдинги для того, чтобы содействовать Борису Ельцину в победе против главного коммуниста Геннадия Зюганова. Позже оба олигарха выступили против Путина, набросившись через свои СМИ на нового президента и поддержав оппозиционные партии. В настоящее время Березовский и Гусинский живут в эмиграции, а их бывшие СМИ находятся по большей части под государственным контролем.
Михаил Ходорковский, скорее всего, тоже мог бы остаться на свободе, если бы он не поддерживал либеральную партию "Яблоко" и не рассчитывал в 2008 году занять президентское кресло. Потому как существо вопроса сегодня таково: кто воздерживается от публичных суждений на политические темы, может рассчитывать на снисхождение Кремля и прокуратуры.
Других могущественных олигархов, чья роль при приватизации государственных предприятий тоже более чем сомнительна, пока никто не трогает: например, Михаила Фридмана, главу "Альфа-банка", Вагита Алекперова, главу крупнейшего нефтяного концерна "Лукойл", Владимира Потанина, владельца холдинга "Интеррос" и горнодобывающего концерна "Норильский никель", или Виктора Вексельберга, совладельца нефтяной компании ТНК. Вексельбергу удалось заручиться согласием Кремля на вхождение в ТНК компании British Petrol, 35-летний миллиардер Олег Дерипаска тоже демонстрирует лояльность по отношению к Путину.
Однако одна лишь политическая умеренность не является защитой. Очевидно, что экономико-политические интересы Путина тоже способствовали тому, что Ходорковскому сейчас приходится нести наказание. Неудержимый взлет ЮКОСа и его планы в отношении сотрудничества с иностранными концернами угрожали Путину потерей его безграничной власти в государстве. Потому что власть принадлежит тому, в чьих руках находится нефть.