Взрывы в Лондоне в четверг стали причиной того, что участники саммита "большой восьмерки" отступили от заранее намеченной повестки дня, главными вопросами которой были проблемы глобального потепления и бедности африканских стран. Вместо этого саммит превратился в форум, на котором президент Буш и другие лидеры обещали проводить единую политику в борьбе с терроризмом.
Британский премьер-министр Тони Блэр, хозяин саммита, провел ранее принятую повестку дня отчасти с целью отвлечь внимание от его поддержки войны в Ираке и партнерства с Бушем. Но еще не успела начаться первая рабочая сессия "большой восьмерки", как повестку пришлось срочно менять.
Буш узнал о террористических атаках в Лондоне от Блэра спустя немногим более часа после того, как эти атаки произошли, сообщил пресс-секретарь Белого дома Скотт Макклеллан. В это время как раз должно было начаться первое официальное заседание "восьмерки". Премьер-министр Канады Пол Мартин рассказал прессе о том, что Блэр сообщил о терактах в Лондоне лично каждому из лидеров, когда он вышел приветствовать их. Затем, после начала рабочей сессии G8, Блэр постоянно сообщал участникам саммита обновленную информацию о терактах.
Несмотря на то что через несколько часов Блэр улетел в Лондон, Буш и другие лидеры, которые собрались в Глениглс, продолжали в целом придерживаться повестки дня встречи и обсудили свои разногласия по проблеме сокращения выбросов парниковых газов.
Но, безусловно, и Буша, и американскую делегацию больше всего занимала проблема террористической угрозы. Ближе к полудню американский президент покинул встречу и провел в отеле видеоконференцию со своими советниками по национальной безопасности в Вашингтоне с целью обсудить возможные угрозы для США.
В дальнейшем помощники Буша каждый час проводили видеоконференции с официальными лицами в Вашингтоне. Днем Буш провел неофициальные беседы с лидерами некоторых государств. Помощники Буша отказались сообщить о содержании этих бесед, но заметили, что в данной ситуации для американского президента естественно поднимать вопрос борьбы с терроризмом.
"Пропасть между мыслями и чувствами тех, кого глубоко волнуют права и свободы человека, и тех, кто убивает других, кто носит в своих сердцах столько зла, что идет на убийство невинных людей, вряд ли может быть больше. Война с терроризмом продолжается", - заявил Буш.
Если целью взрывов было помешать проведению саммита "большой восьмерки", говорит Тони Блэр, то теракт привел к противоположному результату: он сблизил группу лидеров, которые имеют разногласия по всем вопросам - от войны в Ираке до вопросов торговли.
Кроме лидеров стран "большой восьмерки" - США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Италии, Канады и России - на проходящем во вторник заседании присутствовали руководители Китая, Индии, Мексики, Бразилии и ЮАР.
"Лидеры государств будут тверды в своей борьбе с этим злом", - сказал президент Мексики Висенте Фокс. По его словам, теракт побудил всех лидеров удвоить свои усилия по достижению соглашения по ряду проблем, в том числе и по вопросам торговли и глобального потепления. На этой встрече царит атмосфера перехода от слов к действиям, добавил мексиканский президент.
Два европейских лидера, которые часто имели разногласия с Бушем и Блэром по поводу войны в Ираке, на этот раз встали плечом к плечу с Великобританией. Президент Франции Жак Ширак, который также спорит с Блэром по ряду других проблем, сказал, что его нация "полностью солидарна" с британцами. Канцлер Германии Герхард Шредер заявил, что международное сообщество "должно делать все, что в его силах, для борьбы с терроризмом всеми средствами, которые имеются в его распоряжении".
Между тем в Великобритании и во всем мире наверняка продолжатся дискуссии о том, стала ли Великобритания мишенью для атак из-за той большой поддержки, которую Тони Блэр оказал вторжению в Ирак. В американском обществе мало обсуждался вопрос, адекватные ли антитеррористические меры были приняты после атак 11 сентября.
Во время отсутствия Тони Блэра на саммите его место занял министр иностранных дел Великобритании Джек Стро. Лидеры отказались от совместной фотографии, и некоторые из них признавали, что мысли часто отвлекаются от обсуждаемой на заседании темы.
"Дискуссия проходила в мрачной атмосфере", - сказал канадский премьер Пол Мартин.
Оставалось неясным, распространится ли единая позиция по проблеме борьбы с терроризмом и на другие вопросы. К концу дня рабочая группа по проблеме охраны окружающей среды составила документ, который она назвала "черновым вариантом коммюнике" по проблеме глобального потепления. По этому вопросу позиция Буша противоречит позиции большинства других лидеров.
Составители документа учли беспокойство Буша по поводу того, что принятие здесь строгих мер может нанести ущерб американской экономике. В проекте документа не содержится плана конкретных действий по сокращению выбросов парниковых газов, лишь выражается намерение "действовать немедленно с целью разрешить проблему". Некоторые природоохранные организации называют такой документ бесполезным.
"Наше понимание закономерностей изменения климата далеко от абсолютного, но мы знаем, как нужно действовать для того, чтобы замедлить, остановить и затем повернуть вспять тенденцию к глобальному потеплению", - говорится в документе.
Пресс-секретарь Скотт Макклеллан сообщил репортерам, что у Буша не было мысли покинуть встречу. Узнав о взрывах в Лондоне в начале первого рабочего заседания "большой восьмерки", Буш связался со своим советником по национальной безопасности Стивеном Хэдли и поручил ему принять адекватные меры.
Примерно в то же время глава аппарата Белого дома Эндрю Кард узнал от одного из помощников о том, что по телевидению прошла информация о взрывах в Лондоне. Как сообщил Макклеллан, Хадли и Кард немедленно начали телефонные консультации с другими руководителями американской администрации: министром обороны Дональдом Рамсфельдом, госсекретарем Кондолизой Райс и вице-президентом Диком Чейни, который находился в своем доме в штате Вайоминг.