Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 июля 2008 г.

Отель "Виндзор" в Тояко представляет собой гигантское сооружение. Подобно крепости, это 11-этажное здание, расположенное на горе, на высоте 600 метров, венчает японский остров Хоккайдо. 5-звездочный отель со всех сторон, куда ни кинь взгляд, окружает горная цепь, кристально чистое озеро и нетронутая природа. Такие места в последнее время стали типичными для проведения мировых экономических саммитов "большой восьмерки". Кананаскис в Скалистых горах или Хайлигендамм на берегу Балтийского моря, теперь Тояко на Хоккайдо: где бы ни собирались на свою ежегодную встречу, как считается, восемь самых влиятельных мужчин и женщин в мире, арена всегда выглядит величественно и солидно, но в то же время находится в удаленном и недоступном для большинства месте. Как крепость Трутцбург.

Более подходящую картину трудно представить. Буш, Саркози, Меркель и компания цепляются друг за друга в эксклюзивном клубе под названием "большая восьмерка". В Японии их охраняют при этом 20 тыс. полицейских. Но их влияние уже давно не так велико, как можно предположить, исходя из названия саммита. Глобальное равновесие уже давно сместилось по сравнению с теми временами, когда французский президент Валери Жискар д'Эстен и германский канцлер Гельмут Шмидт 33 года назад прибыли на первую встречу промышленно развитых стран в замок Рамбуйе.

Если брать в качестве мерила экономические достижения, то Канада и Россия больше не могут входить в клуб G8. Вместо этого членами "восьмерки" должны стать Китай, Индия и Бразилия. И действительно, как "большая восьмерка" в Японии может эффективно говорить о растущих ценах на энергию и продовольствие, если главные виновники не будут сидеть за столом переговоров? Наряду со спекуляциями на фьючерсных рынках экономический бум в растущих экономиках становится одной из важнейших причин ценового кризиса.

Развивающиеся страны все чаще приглашаются в качестве сторонних наблюдателей на саммиты "большой восьмерки". Однако она еще очень далека от партнерства на равных по ту сторону милых групповых портретов и договоренностей. А как раз это и нужно: чтобы и эти государства были готовы постепенно брать на себя глобальную ответственность. Взять, например, тему защиты климата. Без Китая - на сегодняшний день самого крупного в мире производителя парниковых газов, за которым следуют США, - договор, который придет на смену Киотскому, просто не имеет смысла. И в борьбе с бедностью в Африке такие страны, как Китай, сегодня играют все более важную роль.

И нечего жаловаться, что интерес к расширению этого клуба в мире по другую сторону "большой восьмерки" весьма ограничен. Поскольку при обсуждении таких важных тем, как цены на нефть или финансовые рынки, "восьмерка" оказывается бессильной. И даже там, где она способна предпринять какие-то меры, она демонстрирует слабость.

Ярким примером является борьба с бедностью: на саммите в шотландском Глиниглсе члены "большой восьмерки" решили значительно увеличить затраты на помощь в развитии в соответствии с экономическими достижениями. Вместо этого затраты сократились. Другой пример - климат: в Хайлигендамме была достигнута договоренность сократить выбросы парниковых газов. В реальности этих убийц климата практически во все странах-участницах "большой восьмерки" обуздать не удалось. Еще один пример - продовольствие: на Хоккайдо обсуждается возможность создания глобальных резервов и более массированного применения генных технологий в сельском хозяйстве. Но все это приведет к дальнейшему росту цен на продовольствие и только укрепит зависимость развивающихся стран от некоторых западных сельхозконцернов.

Таким образом, "большая восьмерка" столкнулась лицом к лицу не только с кризисом легитимности, но и с отсутствием доверия. Либо "группа восьми" принимает в свои ряды важнейшие развивающиеся страны и вводит механизмы санкций в случае, если решения не выполняются на практике, либо эти помпезные встречи вообще утрачивают смысл. Участники G8 не должны в таком случае удивляться, что призывы к роспуску "восьмерки" будут становиться все громче, она сама обесценивает себя из-за упрямого сохранения статус-кво. Но вместо того, чтобы дискутировать о недостатках, лидеры стран "большой восьмерки", собравшиеся в Хоккайдо, снова будут высокопарно изъясняться, вкушать изысканные блюда и разъезжать на огромных лимузинах. И заверять друг друга, какие они важные. Между тем некогда нерушимые стены вокруг них уже пошли трещинами. Когда-нибудь, в недалеком будущем, Трутцбург G8 все же падет.

Источник: Berliner Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru