Для президента России Дмитрия Медведева саммит "большой восьмерки" в Японии становится новой возможностью расставить внешнеполитические акценты. До сих пор это ему не удавалось. Молодой шеф Кремля хоть и управляет страной в новом стиле, но руководствуется при этом старыми правилами игры
"У каждого президента свой стиль. В противном случае и люди бы не различались, и гражданам нашим было бы скучно", - заявил недавно Дмитрий Медведев, общаясь с журналистами из стран "большой восьмерки". Но, чтобы предупредить возможные недоразумения, шеф Кремля добавил: "Но это стилистические оттенки. Я думаю, что они не должны подменять главного: работу над приоритетами, в реализации которых заинтересована наша страна, наши люди". Тем самым глава российского государства, который впервые принимает участие в саммите G8, дал ключик к пониманию своей политики.
Если во внутренней политике Медведев предпочитает бить в барабан, провозглашая реформы, то во внешнеполитическом плане он идет по дороге, проложенной предшественником. До сих пор он выступал за преемственность курса. Как и Владимир Путин, Медведев против размещения элементов американской системы ПРО в центре Восточной Европы, как и Путин, он в штыки воспринимает расширение НАТО на восток. Однако два ведущих российских политика отличаются друг от друга в готовности прибегать к дипломатии. Там, где Путин громогласно негодует, Медведев предпочитает говорить по существу. Он тщательно подбирает слова. Избегает примитивных образов. Делает ставки скорее на конфликтный менеджмент, чем на конфронтацию.
Противовес господствующему положению США
Как и прежде, важнейшими политическими целями Кремля является укрепление роли России в мире и предотвращение расширения НАТО за счет бывших советских республик, Украины и Грузии. В отличие от своего предшественника Медведев не торопится грозить Украине ракетами в случае, если она вступит в альянс.
Подобная акция, отметил российский президент, подорвет отношения между Россией и НАТО, а негативные последствия будут ощущаться еще долгое время. Так, Москва пытается все сильнее привязать к себе в экономическом плане провозгласившие независимость от Грузии Абхазию и Южную Осетию и выступает в роли их защитницы, хотя формально не признает независимости этих государств де-факто.
Несмотря на напряженные отношения, министр финансов США Генри Полсон призывает русских инвестировать в США. И на самом деле во внешнеполитическом плане американцы заинтересованы в сотрудничестве с Кремлем, это касается, например, отношений с Ираном. На экономическом форуме в Санкт-Петербурге Медведев рубил с плеча и обвинил США в глобальном финансовом кризисе. За этим не в последнюю очередь кроется намерение поставить под сомнение ведущую роль США, сделавшись геополитическим противовесом. Этот аспект играет ведущую роль и в российской политике в отношении Азии. С неким подозрением на Западе восприняли тот факт, что новый президент России Медведев отправился с первыми государственными визитами в Казахстан и Китай.
В Пекине шеф Кремля подчеркнул существование тесных связей между "двумя большими соседями", которые являются к тому же партнерами по Шанхайской организации сотрудничества, и высказался за более тесное стратегическое партнерство, выступив при этом против особой роли США. Медведев подтвердил свое желание более тесного сотрудничества в экономике и науке, а также в борьбе с терроризмом. Между тем, по словам Федора Лукьянова, главного редактора либерального журнала Russia in Global Affairs, интерпретировать решение отправится сначала в Казахстан и Китай как "неприятие Запада" - это "грубое упрощение". "Более вероятно, что это решение демонстрирует его принятие глобальных изменений и фундаментально новой роли Китая в сегодняшнем мире".
"Голые интересы" вместо общества, ориентированного на ценности
Стремление создать миропорядок, при котором Россия снова будет влиятельной мировой державой, отражается и в предложении Медведева по новому европейскому соглашению о безопасности. Оно, по представлениям шефа Кремля, должно быть разработано на панъевропейском саммите. Во время своего визита в Берлин Медведев упомянул также "по-настоящему большую Европу" и назвал Россию, ЕС и США "тремя ветвями европейской цивилизации". Однако Медведев не пояснил, на какие ценности при этом хочет опираться Россия.
Подобно Путину, он позиционирует себя как политика реальных дел, которому прагматическое соперничество "голых интересов" ближе дебатов о ценностях - таких, как права человека или демократия. И тем не менее, он стремится к истинно равноправному сотрудничеству с Европой и США. Однако пока что существует значительная дистанция между желаемым и действительностью. "Россия рассматривает себя как равноправного актера, а российская элита считает, что России является мировой державой, такой, как США или ЕС. Но это переоценка собственной значимости", - пишет в "Russland-Analysen" Ханс-Хеннинг Шредер, профессор истории Восточной Европы в Бермене.
Первое выступление Медведева на саммите "большой восьмерки" дает ему возможность показать себя как государственного деятеля. В особенности тогда, когда фокус будет наведен не на национальные интересы, а на глобальные проблемы - такие, как глобальное потепление или бедность. На самом деле, на пути Медведева имеются и некоторые препятствия.
К примеру, отношения с хозяином саммита омрачает нерешенный конфликт. Япония выдвигает территориальные претензии на Южные Курилы. Советский Союз оккупировал эти острова в конце Второй мировой войны. В 1945 году между государствами не было подписано мирного договора, но, тем не менее, двусторонние экономические отношения процветают. А острова до сих пор остаются предметом споров. Во время беседы с премьер-министром Японии Ясуо Фукудой Медведев должен продемонстрировать дипломатическую изворотливость.
От саммита не следует ожидать каких-либо внешнеполитических сюрпризов, но на новые акценты надеется по крайней мере один опытный американский стратег. Так, Генри Киссинджер в своей статье, опубликованной в International Herald Tribune, связывает надежды с новой Россией. По мнению бывшего госсекретаря США, поскольку страна вот уже более 15 лет модернизируется и пытается сблизиться с западными партнерами, мир в настоящее время наблюдает "один из самых многообещающих периодов в российской истории".