Памяти Пола Хлебникова
В день пятилетней годовщины убийства Пола Хлебникова глава совета директоров и главный редактор компании Forbes Стив Форбс посвятил ему статью. Редактор русской версии всемирно известного журнала, по его мнению, был убит из-за того, что вплотную подобрался к коррумпированным олигархам и другим "плохим персонажам", преграждающим путь к "лучшей, более просвещенной России".
Эта трагедия, пишет Форбс, шокирует и теперь, пять лет спустя. После выдающейся карьеры в Forbes Пол Хлебников, известный своими блестящими журналистскими расследованиями, стал первым редактором открывшейся русской версии журнала. Однако в России расследования против могущественных лиц могут привести к тому, что журналиста изобьют или даже убьют.
По данным Комитета защиты журналистов, только с 2000 года в России 17 журналистов были убиты, а число подвергавшихся насилию и запугиваниям не поддается исчислению. При этом ни по одному из случаев заказчики убийств не были задержаны и осуждены.
Смерть Пола, продолжает Форбс, на этом фоне особо выделяют те ценности, которые он разделял, и те мечты о будущем России, что он лелеял. Несмотря на то, что он родился и вырос в Америке, Пол свободно говорил по-русски и чувствовал связь с исторической родиной. Он верил в то, что в посткоммунистическую эпоху Россия сможет идти вперед и стать современной державой, опирающейся на интеллект, современные технологии и гражданское общество, а не на военную силу, займет достойное место в мировой экономике. Залогами успеха Хлебников видел высокий уровень образования в России и развитую национальную культуру.
Именно поэтому он боролся с коррумпированными олигархами - не только из-за того, что преступников надо выводить на чистую воду, но и потому, что они стояли на пути новой России, о которой он мечтал. Родственники и друзья Пола не сдаются и поныне, понукая следствие продолжать поиски преступников. Отказаться от этого было бы равносильно предательству. Но даже если убийца и заказчик найдены не будут, мечта Пола Хлебникова однажды претворится в жизнь, заключает Стив Форбс.