На первый взгляд, отставка Ирины Антоновой с поста директора ГМИИ им. Пушкина обусловлена ее почтенным возрастом, пишет корреспондент The New York Times София Кишковски. "Но, как представляется, это и очередной этап ожесточенной ссоры Пушкинского музея с петербургским Эрмитажем за работы Матисса, Пикассо и других модернистов. Кроме того, это типичный случай, раскрывающий роль искусства и культуры в путинской России. И симптом схваток внутри российской элиты", - говорится в статье.
Кишковски также утверждает, что дело касается крупной денежной суммы: государство выделило на реставрацию и расширение Пушкинского музея без малого 700 млн долларов.
"Многие расценили отставку Антоновой как кару за ее роль во втягивании Путина в ее междоусобицу с Эрмитажем. Но сама Антонова, а также ее преемница Марина Лошак и министр культуры Мединский отрицали это, подчеркивая, что Антонова останется в музее, на новоучрежденной должности президента. Антонова сказала, что должна посвятить себя своей семье", - пишет автор.
Конфликт начался в апреле, когда Антонова публично попросила Путина возродить в Москве Музей нового западного искусства, упраздненный Сталиным, напоминает автор. В том числе, она попросила вернуть в Москву картины, переданные Эрмитажу. Путин пообещал возродить музей после того, как специалисты скажут свое слово.
"Московская и петербургская либеральная интеллигенция восприняла с беспокойством и предложение Антоновой, и реакцию Путина. Антонову обвинили в применении сталинистских методов для борьбы со сталинской несправедливостью, вспомнили о ее роли в сокрытии "трофейного искусства" - произведений, вывезенных советскими войсками из нацистской Германии. Даже петербургские футбольные фанаты, более известные своим расизмом и травлей гомосексуалистов, чем любовью к культуре, вмешались, заявив, что защитят сокровища Эрмитажа", - говорится в статье.
Директор Эрмитажа Пиотровский предостерег: принудительное перераспределение экспонатов может повлечь за собой лавину других претензий.
Впрочем, новый директор ГМИИ заявляет: она не собирается повторять просьбу Антоновой, но всей душой поддерживает идею возродить Музей нового западного искусства.