Чтобы производить облегченные авиалайнеры, компания Boeing должна получать титан из уральского города Верхняя Салда, пишет The New York Times. "Титановые "ребра" "Боингов" сложены, как поленья, на заводе "Ависма" - бывшем секретном предприятии, где в годы холодной войны делали части ядерных ракет", - повествует журналист Эндрю Крамер. Детали с использованием титана российского производства используются в каждом третьем шасси для "Боингов".
"Boeing закупает в России столько титана (в ближайшие десятилетия планируется потратить на это 18 млрд долларов), что теперь проводит совместно с россиянами исследования новых сплавов", - пишет автор. Команда специалистов аэрокосмической отрасли в Москве, в которую входят 1,4 тыс. человек, разрабатывает фюзеляжи и крылья, в том числе с российскими титановыми компонентами.
Успехи в титановой отрасли - "луч света" для российской аэрокосмической промышленности, которой приходится нелегко. "Для Boeing они не менее желательны", - пишет автор, напоминая, что сотрудничество компании с иностранными производителями не всегда удачно. Так, полеты Dreamliner пришлось приостановить из-за неполадок в японских аккумуляторах.
Напротив, использование российского титана оказалось удачной стратегией, говорится в статье. Поставки сопряжены с геополитическими рисками из-за трений в отношениях США с Россией, но российский титан позволяет сэкономить, а уменьшение массы самолета, в свою очередь, повышает его конкурентоспособность, так как полеты обходятся дешевле.
Завод "Ависма" производит 35% всех титановых компонентов для гражданских "Боингов". "Есть детали, которые делаем только мы. Больше никто", - говорит директор и совладелец завода Михаил В.Воеводин. Журналист добавляет: "Титановые детали чертовски сложны в изготовлении".
Сотрудничество Boeing с россиянами не сводится к закупкам титана, продолжает автор. "В 1990-х, при поддержке правительства США, которое опасалось, что безработные российские аэрокосмические инженеры и ракетчики станут работать на государства-изгои, Boeing открыла в Москве конструкторский центр. Туда нанимают инженеров, которым предоставляют краткосрочный отпуск в российских бюро Ильюшина, Сухого и Хруничева", - говорится в статье.
Возвращаясь к "Ависме", автор называет ее "редкостным российским промышленным предприятием, приносящим прибыль". Предприятие также выполняет заказы российских военных и производит титан для медицинских имплантов.