Сталин назвал этот съезд "съездом победителей", потому что на нем отмечались великие достижения Советского Союза, который тогда, по
словам "отца всех народов", готовился одержать превосходство над капиталистическим миром: коллективное сельское хозяйство, ускоренная индустриализация, огромные сталелитейные предприятия и искусственные каналы, поражавшие весь мир.
Но позднее XVII съезд партии 1934 года стали назвать "съездом расстрелянных победителей". Он стал первым витком в огромной спирали террора, которая в 1937-1938 годах поглотила сотни тысяч советских граждан, большинство из которых были членами большевистской партии или даже революционерами. 1103 делегата из 1966, с энтузиазмом аплодировавших Сталину, были впоследствии арестованы, и большинство из них расстреляны. Были обречены на смерть 101 из 139 делегатов, избранных в Центральный комитет.
70-я годовщина этого съезда была отмечена прекрасной выставкой, организованной в Выставочном зале федеральных архивов в Москве. Как ни странно, но подготовкой экспозиции вместе занимались такие обычно далекие друг от друга организации, как "Мемориал", который занимается реабилитацией жертв репрессий, и ФСБ, преемница КГБ.
XVII съезд всегда рассматривался как водораздел между революционным периодом и периодом консолидации сталинского абсолютизма. Кроме того, всегда существовала легенда о том, что 300 делегатов проголосовали против Сталина.
Но организаторы выставки, изучившие все документы, хранящиеся в архивах, отрицают, что это было историческим фактом. Этот миф породил Хрущев, чтобы противопоставить (хорошую) партию (плохому) Сталину. Согласно его утверждениям, вошедшим во все книги по истории, коммунисты попытались на этом съезде, но безуспешно, остановить монстра, и по этой причине большая часть из них была ликвидирована. Они голосовали и аплодировали даже тогда, когда диктатор с мрачной улыбкой нацелил на делегатов винтовку, которую ему только что подарили. Затем в декабре 1934 года при загадочных обстоятельствах был убит Сергей Киров, руководитель ленинградских коммунистов. И тогда началась волна репрессий.
Сегодня в нашем распоряжении имеются впечатляющие документы, прекрасно иллюстрирующие климат, царивший в те годы. Досье, собранные на арестованных тайной полицией, акции, служившие подготовкой к масштабным арестам, схема вымышленного заговора внутри министерства железных дорог, разработанная руководителем НКВД Генрихом Ягодой.
Есть распоряжение, подписанное Молотовым и Сталиным 19 июня 1935 года, устанавливающее процедуру проведения крупных чисток: "Арест членов партии должен осуществляться с согласия партийных комитетов". Затем данные, ужасные по их жестокости: 68415 арестованных в 1934 году. Затем резкое крещендо, до 779056 арестованных в 1937 году. Мясорубка была приведена в действие. Но уже накануне XVII съезда политическая полиция работала активно, о чем свидетельствуют дневниковые записи 16-летней Нины Луговской, обнаруженные в секретных архивах.
Машина репрессий была неудержима. Вот фрагмент из допроса самого Ягоды на процессе под председательством печально известного прокурора Вышинского. "Вы признаете себя виновным в организации террористических актов, прежде всего в убийстве товарища Кирова?" Ответ: "Я признаю себя виновным".