Десять лет назад президент Билл Клинтон пригласил президента России Бориса Ельцина присутствовать на саммите того, что тогда называлось "Большой семеркой", в Неаполе.
В то время приглашение имело двойную цель. Клинтон и его коллеги стремились к интегрированию России в международные институты и полагали, что этот жест поможет подтолкнуть Ельцина в направлении Запада. Поддерживая Ельцина, они также хотели помочь ему одержать верх над коммунистической оппозицией, тянувшей Россию к авторитарному советскому прошлому.
В результате в 1996 году Ельцин выиграл президентские выборы. Однако его преемник президент Владимир Путин, пришедший на смену Ельцину в 2000 году, использует рычаги государственной власти - внутренние войска, прокуратуру, послушных судей - чтобы подавить независимые СМИ, предпринимателей и политическую оппозицию.
Недавно из уст Путина позвучали зловещие угрозы в адрес неправительственных организаций в России. Похоже, он уже приступил к их исполнению. На прошлой неделе под его влиянием российский парламент принял закон, который облегчит полицейским силам процедуру запрета общественных выступлений. Единственное серьезное возражение поступило от представителей Русской православной церкви, обеспокоенной, не коснутся ли запреты таких шествий, как пасхальный крестный ход.
В то же самое время российский телеканал закрыл свою самую популярную информационную программу и уволил популярнейшего журналиста за то, что он критически отзывался о российском правительстве. Путин тянет Россию к авторитарному советскому прошлому.
Президент Буш и другие участники саммита вольны общаться с любыми лидерами государств. В этом году на встрече будет присутствовать много лидеров стран Арабского мира. Но, возможно, имеет смысл поинтересоваться, по какой причине, кроме как по привычке, Путин продолжает получать приглашения на саммит без каких либо условий и вопросов.
Россия - большая страна, и всегда останется таковой, но в Нидерландах ВВП на душу населения в три раза больше. Военные силы Китая - более значительны, население Индии - многочисленней. Если раньше смысл был в том, чтобы способствовать становлению демократии в России, дав ее лидеру возможность почувствовать себя членом клуба, то, может быть, этот десятилетний юбилей - достаточный повод для остальных участников критически переосмыслить эту ситуацию?