Совет Европы встревожен реформами, начатыми осенью Путиным: они воспринимаются как угроза демократии. Комиссия по мониторингу России Парламентской ассамблеи Совета Европы бьет тревогу по поводу изменений законодательства, касающихся выборов в Думу и создания политических партий. ПАСЕ будет обсуждать этот вопрос 20-24 июня. Крупный специалист по СССР и России, профессор Гарвардского университета и университета Уэллесли Маршалл Голдман находился проездом в Женеве, где он присутствовал на мероприятиях в честь годовщины встречи Горбачева и Рейгана. Автор книги "Приватизация России", сегодня изданной на русском языке, поделился с газетой Le Temps своим видением ситуации.
- Недавно Ходорковский был приговорен к 9 годам лишения свободы. Что говорит этот процесс о сегодняшней России?
- Во многих аспектах Россия еще не вполне избавилась от некоторых механизмов, характерных для советской эпохи. Процесс был спектаклем. Приговор был ясен еще до начала процесса: виновен.
- Получается, Ходорковскому почти не в чем было себя упрекнуть?
- Этот олигарх нарушил множество законов. Впрочем, на процессе так и не были прояснены его отношения с принадлежавшим ему банком "Менатеп", который стал собственником ЮКОСа. В 1998 году "Менатеп" рухнул из-за финансового кризиса. Ходорковский перехватил активы банка и перевел их в другие места. Он ничего не оставил вкладчикам, имевших суммы на депозитах. Обворовал он и инвесторов, таких как Кеннет Дарт, американский вкладчик, потерявший 2 млрд долларов. Скажем прямо: у Ходорковского очень плохой "послужной список", несмотря на то что в 1999 году он попытался стать "прозрачным" по причине собственных политических амбиций.
- Какие последствия может иметь этот процесс?
- Процесс вызвал серьезную неуверенность у деловых кругов. Многие инвесторы оказались обескуражены. Прямые иностранные инвестиции сократились. Даже российские инвесторы проявляют сдержанность. Рост нефтедобычи, который в 2003 году измерялся двузначной цифрой, снизился до однозначной цифры и сегодня составляет 3-4%. Результат налицо: всякий раз, когда производство нефти падает, падает и ВВП. Конечно, добыча нефти продолжает расти, но более медленными темпами. Рост промышленного производства тоже замедляется. Не исключено даже, что к концу года он станет отрицательным. Между тем Путин обещал российскому народу за 10 лет удвоить ВВП, что выведет Россию на уровень Португалии. Чтобы добиться этого, рост должен составлять 7% в год. Русские говорят, что в прошлом году они добились этого, в чем я не уверен, хотя они достигли этого показателя в 2003 году.
- Снижение роста не улучшит ситуацию...
- В 1998 году треть населения жила за чертой бедности. Благодаря росту эта категория сегодня составляет примерно 20%. Это одна из причин популярности Путина. Но с замедлением роста появляется недовольство, о чем свидетельствовали манифестации пенсионеров в начале года. Именно поэтому нападки на Ходорковского и ЮКОС были популярны.
- Коль скоро экономический рост в России настолько зависит от нефти, есть ли возможности для диверсификации и производства добавленной стоимости?
- Это очень трудно сделать. Нефть уж очень явно доминирует. Развивать промышленный сектор менее выгодно. Понадобится 5-6 лет, чтобы почувствовать эффект от инвестиций. В свете политических обстоятельств это было бы рискованно. Я вижу два препятствия для диверсификации: во-первых, Путину нужен стабильный политический климат, чтобы люди могли строить планы на будущее. Во-вторых, чтобы развивать промышленный сектор, нужно быть конкурентоспособным участником мировой экономики, а не только производить товары для внутреннего рынка. Но чтобы быть конкурентоспособным, нужны высокая производительность и дешевая рабочая сила.
- С рабочей силой у России как раз проблемы.
- Население России сокращается примерно на 500-600 тысяч человек в год, так как в страну приезжает недостаточно иммигрантов. Состояние здоровья у людей - плохое. Продолжительность жизни мужчины составляет в среднем 58 лет. Это скандальный показатель для развитой страны. Будет ощущаться нехватка рабочих и военных. В конечном счете, русские рассчитывают на свой интеллектуальный потенциал и на аутсорсинг таких компаний, как Boeing, General Motors, Toyota или Gillett, которые создали филиалы в России. Тем не менее эти фирмы ориентируются в своей деятельности на потребительский рынок, пользуясь тем, что русские больше склонны тратить, чем откладывать. Расчет на этот потребительский рынок позволяет меньше зависеть от инвестиций и избегать опасности политических волнений.
- Каковы перспективы у бизнеса в России?
- Создать фирму в России очень трудно. Слишком сильна коррупция. Поэтому не нужно удивляться, что мелкие фирмы представляют лишь 10-15% ВВП. В Европе этот показатель достигает 50%, а в США - 60%. Процедуры, через которые нужно пройти, чтобы создать фирму, похожи на паутину. Путин говорит, что он сократит бюрократию, но ничего не меняется. Поэтому в стране никак не удается возникнуть настоящему среднему классу.
- Улучшилась ли в России ситуация с налогами?
- В этой области Путин провел хорошую работу, введя единую ставку в 13%. Два года назад, до ее введения, мало кто платил налоги, ставки которых доходили до 35%. Сегодня уклонение от налогов стало рискованной игрой, которая не стоит свеч.
- С финансовой точки зрения дела у России, похоже, идут неплохо?
- В этом весь парадокс ситуации. Каждый год она имеет бюджетные излишки. Положительное сальдо торгового баланса составляет около 10 млрд долларов. Россия сумела создать резервы ликвидных средств примерно в 140 млрд долларов и досрочно выплатить часть своих долгов Парижскому клубу. Проблема в том, что это финансовое благополучие держится почти исключительно на добыче нефти. Это нездоровая ситуация.
- Находясь проездом в Женеве, Горбачев признал, что России угрожают рецидивы авторитаризма. Что вы об этом думаете?
- Русские предпочитают сильного лидера. Вот почему после Ельцина они хорошо встретили Путина - человека, выступавшего за закон и порядок. Однако я не думаю, что российский президент понимает, что такое демократия. В его представлении, для того чтобы была демократия, достаточно иметь некоррумпированное правительство в руках лидера. Он считает бесполезным тратить силы на поддержание плюрализма партий, которых в России слишком много. Вот почему он повысил до 7% голосов барьер для прохождения в Думу. Только что был принят закон, отменивший присутствие наблюдателей на выборах. Эта функция поручается лишь представителям партий. Выборы будут проводится не по округам, а по партийным спискам.
- Процесс демократизации замедлился...
- Он не замедлился, он явно повернул вспять. Это проявляется в размахе коррупции, но также в работе СМИ. В провинциях дело обстоит еще хуже. Махинации с бюллетенями создают серьезную проблему, в некоторых случаях происходит широкомасштабная фальсификация итогов голосования. Сегодня практически невозможно создать жизнеспособную независимую партию. Запуганный бизнес не готов финансировать таковую.
- Как вы расцениваете позиции Путина в отношении Украины, Грузии и Узбекистана?
- В противоположность Ельцину, который хотел развалить СССР, чтобы избавиться от Горбачева, Путин хотел бы его восстановить. На мой взгляд, одна из главных целей Путина - возродить, хотя и в менее авторитарном варианте, славу Российской империи. Сделать Россию новой сверхдержавой.
- Угрожает ли России хаос?
- Ситуация не так плоха, как в 90-е годы. Но по-прежнему опасно слишком громко заявлять о себе или проявлять чрезмерное любопытство. Сегодня полицейские власти не дремлют. Полиция возвращается к старым, кагэбэшным методам. Прослушивание телефонных разговоров становится обычным делом. Но молодые поколения не хотят мириться с такой практикой. Они выросли в других условиях. Сопротивление есть. То, что произошло в Грузии, на Украине и в Киргизии, разожгло аппетит у молодых россиян. "Если украинцы могут, то и мы можем", - говорят они. Сейчас существует целая группа молодых людей, которые считают себя инициаторами перемен. Они побывали в Грузии, на Украине. Я лично встречался с ними, и они сказали мне, что их следующими целями станут Белоруссия, Куба, а потом и Россия. Проблема в том, что российские власти следят за этим. Месяц назад прошла встреча со звездами российского рока, которым было сказано, что эти группы могут войти с ними в контакт и лучше держаться от них подальше.
- Могут ли эти молодые люди изменить Россию?
- Если бы вы задали мне этот вопрос до событий на Украине, я бы ответил, что такое невозможно...