Выстраивание заборов, протесты, споры вокруг климата: на протяжении нескольких последних недель в преддверии саммита в Хайлигендамме с ним были связаны только негативные новости. С этим, похоже, покончено. Меркель заявила о первой договоренности глав государств и правительств относительно защиты климата - теперь она может снова купаться в лучах славы королевы саммита
Итак, она все-таки сделала это. Вечером первого дня встречи на высшем уровне Ангела Меркель вновь стала королевой саммита. Где-то после трех она неожиданно появилась в зале для брифингов в Хайлигендамме. По залу прокатился шепот - журналисты рассчитывали только на германского "шерпа" Бернда Пфаффенбаха. Но канцлер захотела сама объявить о первом результате своего саммита "большой восьмерки": подписании коммюнике по климатической защите.
Затем она спешит сделать заявление перед телекамерами. На фоне грандиозных видов Хайлигендамма она говорит: "Выполнение условий этой резолюции обязательно для всех". Другими словами, и для президента Джорджа Буша. Таким образом, канцлер хочет заставить замолчать всех сомневающихся, которые - как "зеленые" - иронично называют компромисс сплошной болтовней.
Меркель упорно настаивала на климатических целях, которые поставил перед собой ЕС, и совместно с другими европейцами смогла заставить сопротивляющегося Буша сделать хотя бы несколько шагов в этом направлении. К 2050 году страны G8 - в том числе и США - серьезно "рассматривают возможность" снизить выброс углекислого газа по меньшей мере наполовину. Эта формулировка расплывчата, как мягкое масло, но Буш даже не захотел просматривать цифры в итоговом документе.
Наконец-то правильные новости из Хайлигендамма
Белый город у моря сверкает в лучах солнца, голубеет небо. Европейцы достигли своих целей по крайней мере частично: Меркель довольна. Вечером по TV покажут правильные новости из Хайлигендамма.
Все несколько последних недель проходили под знаком выстраивания заборов и протестов. Казалось, что Хайлигендамм станет большим проигрышем. Комментаторы ворчали по поводу затрат, позиции участников саммита, казалось, в корне не совпадали по самым ключевым вопросам. Уже даже зашла речь о "запоздалой мести Герхарда Шредера", который в свое время выбрал место для проведения саммита. Уже в первый день работы саммита доминировали картинки наделавшей много шума акции с надувными лодками, устроенной "Гринпис".
Это все было до того, как Меркель появилась перед камерами. Этот момент стал переломным во всем освещении событий саммита: с этой минуты на первый план снова вернулись непосредственные участники саммита.
Никто бы не пришел к идее назвать компромисс по климату историческим. Сама Меркель предпочла не употреблять слова "прорыв", которое в иных ситуациях часто слетает с ее уст. Однако ей хватило и словосочетания "очень хороший результат". Позднее в официальном заявлении федерального правительства этот "прорыв" все же появился.
Буш участвует в Киотском протоколе
Прогрессом в области защиты климата можно считать прежде всего два пункта: во-первых, крупнейший эминент углекислого газа - США, которые не ратифицировали Киотского протокола, - заявил о своем намерении участвовать в переговорах по соглашению, последующему за Киотским. Во-вторых, клуб ведущих промышленно развитых держав, по крайней мере, в общих чертах согласился с выводами комиссии по изучению климатических изменений при ООН (IPCC) и объявил снижение выбросов углекислого газа основополагающей целью.
Это даже больше, чем многие в последнее время ожидали. Однако этот компромисс предоставляет много возможностей для придирок. Меркель сама задала слишком высокую планку, когда перед саммитом пообещала не идти "ни на какие сомнительные компромиссы". Она хотела утвердить снижение выбросов углекислого газа до 2050 года наполовину, а также ограничить потепление климата в пределах 2 градусов. За это ее теперь критикуют "Гринпис", Oxfam и другие разочарованные экологические организации - поскольку итоговый документ не содержит обязательных для выполнения целей по снижению выбросов для России и США. Здесь Бушу все-таки удалось настоять на своей позиции.
Меркель отвечает на это, что G8 всегда уважала их позицию, признавая доклады IPCC.
Меркель: "Предотвращен тяжелый кризис"
Канцлер напомнила об исходных позициях перед саммитом: Канада недавно заявила о том, что не может следовать целям Киотского протокола, Япония все еще сражается, а США вообще не ратифицировали соглашение, развивающиеся страны не назвали планов по снижению, и, кроме того, срок действия Киотского протокола заканчивается в 2012 году.
Таким образом в Хайлигендамме удалось предотвратить вероятность того, что соглашение о климатической защите "окажется в тяжелом кризисе", подводит итог Меркель. Совсем без пафоса саммит "большой восьмерки" все же не обошелся. По сценарию саммита руководители стран "большой восьмерки" пишут здесь историю. Говоря о переговорах по климату в ООН, которые пройдут в декабре в Бали, Меркель, полная энергии, заявила, что сейчас "освободилась дорога для того, чтобы иметь возможность действовать в этом вопросе свободно". До 2009 года министры экологии государств ООН должны провести переговоры по следующему за Киотским протоколом соглашению.
Путь к достижению договоренности был непрост. В среду делегации в течение всего дня отшлифовывали документы, в четверг утром вопрос по защите климата уже стоял на повестке дня первых заседаний рабочих групп во главе с главами государств и правительств. После этого делегации снова собрались вместе, чтобы согласовать формулировки за круглым столом. Прежде всего сплоченность европейцев - наряду с Меркель это француз Николя Саркози, итальянец Романо Проди и британец Тони Блэр - имела решающее значение. Блэр еще раз "обработал" американского президента во время совместного завтрака и прогулки. Блэр, для которого этот саммит станет последним, заявил после беседы с Бушем, что о существенном снижении выброса углекислого газа договориться удастся.
Меркель с самого начала было важно одно: не оставить не у дел ООН. Инициатива американского президента созвать свою собственную климатическую конференцию с участием 10-15 эминентов была воспринята как желание действовать в одиночку. По словам Меркель, "наилучшие шансы" на достижение договоренностей относительно климатической защиты появятся лишь в том случае, если "взять за основу" процессы в ООН. Меркель не верит в то, что можно достичь результатов в развивающихся странах в отрыве от действий ООН. В таком же ключе канцлер уже высказалась в среду во время личной беседы с Джорджем Бушем.
Какое количество работы при этом было проделано, стало ясно из замечания канцлера: по ее словам, в вопросах, касающихся ООН, "битва шла за каждое слово". Но эта работа того стоила. Саммит спасен, и она может, расслабившись, следить за вторым днем. В последний день саммита будет принято решение относительно увеличения помощи на развитие.