Президент США Джордж Буш планирует поговорить в конце этой недели со своим коллегой Качиньским о запланированной системе ПРО. По сообщениям из Варшавы, местом для размещения элементов системы выбран недействующий аэродром Редзиково. Однако там еще никто ни о чем не знает
На "Аллее польской армии" в Слупске сохранилось одно из достижений польского социализма - молочный бар. Поварихи в белых халатах и прозрачных чепчиках наливают из огромных алюминиевых чанов супы и подают пироги. В молочных барах, напоминающих столовые, царит теплая атмосфера, люди здесь не прочь пообщаться. В том числе и пенсионерка за соседним столом, которая, к сожалению, назвала только свое имя: Амелия. И пани Амелия слышала, что правящие братья Качиньские предлагают Польшу в качестве места для размещения американской системы ПРО. Она комментирует это так: "Чем меньше, тем больше. Невысокие мужчины всегда хотят ездить на больших машинах, ведь так?"
Когда Джордж Буш приедет с официальным визитом к Леху Качиньскому в его резиденцию на Балтийском море, темой их беседы станет противоракетный щит. Как стало известно из правительственных кругов в Варшаве, местом размещения ракет-перехватчиков был выбран недействующий аэродром Редзиково, расположенный на окраине Слупска, население которого составляет 100 тыс. человек. Однако политики в этом городе в Померании ничего не знают о своем счастье. "Противоракетный щит у нас? Вы знаете больше, чем я", - говорит представитель партии Качиньского "Право и справедливость" (PiS) в Слупске. И Мариуш Хмиль, пользующийся симпатиями населения начальник окружного управления округа Слупск, к которому относится аэродром, недоверчиво качает головой: "Это наверняка просто пустые разговоры".
У Хмиля другие планы. "Противоракетный щит лишит регион окна в мир". И поэтому несколько недель назад он поручил переоформить собственность на аэродром. С обратной почтой ему пришел ответ из министерства обороны в Варшаве: любые изменения условий собственности заморожены.
Аэродром считается шансом для региона со слабыми структурами
Вплоть до 80-х годов прошлого века аэродром Редзиково использовался как в военных, так и гражданских целях. Потом настало время упадка. Нынешний экономический подъем в Польше деятельный Хмиль воспринимает как единственный в своем роде шанс для своего региона со слабыми структурами. И в самом деле: после того, как здесь обосновались первые крупные сети розничной торговли, в Слупске ведется строительство целых трех больших шоппинг-моллов. Безработица сократилась в округе с момента вступления в ЕС с 35 до 27%, в городе она наполовину меньше. Но все еще уровень слишком высок. Хмиль уверен: "200 американских военных, - а именно столько здесь будет работать, - в корне ситуацию не изменят".
Но совсем негативной позицию 49-летнего Хмиля тоже назвать нельзя. "Американцы должны были сказать: хорошо, мы строим щит, но приедет фирма, которая создаст рабочие места". Опасения, связанные с тем, что регион может стать целью террористических атак, он считает преувеличенными. "Напротив, они наверняка будут особенно хорошо охраняться".
В пяти минутах езды на машине за пределами города, там, где ремонтируется пришедшая в упадок дорога с двухполосным движением, расположено место, в котором польской земли касается мировая политика: местечко Редзиково - казармы и аэродром. Заведующий всем этим Петр Голебовский, начальник штаба радиотехнического батальона военно-воздушных сил, которые здесь размещаются, проводит нас по местности.
На взлетно-посадочной полосе трава выросла по колено. Старые модели боевых МИГов, которые размещались здесь до 2000 года, стоят теперь перед казармами, оставленными здесь еще гитлеровским люфтваффе. От офицерского казино осталась только вывеска. Где когда-то располагалась эскадра истребителей, сегодня проходят свою службу на радарных установках несколько десятков военнослужащих. В конце года здесь не будет и их. Реструктуризация, говорит капитан. Если на это место придут американцы, то и они, так же, как и их предшественники, будут заниматься слежением за воздушным пространством.
Но только в несколько иных объемах. За казарменными воротами Сезарий Стасива, который до недавнего времени работал в Бельгии, открыл Lumpex, магазин, торгующий секонд-хендом с Запада. Ему известно настроение военных пенсионеров в Редзиково: "Они все против противоракетного щита". Они говорят: первый удар придется по нам. Католический священник Ян Гиератович, самое авторитетное духовное лицо в Слупске, тоже против противоракетного щита: "В Писании сказано: "Перекуем мечи на орала!" Но с церковной кафедры он таких слов не произносит - для него это слишком близко к политике.
57% поляков против щита
В Польше, которая слишком часто в своей истории была вынуждена защищаться от чужаков и нередко бывала бросаема союзниками на произвол судьбы, не имеет традиций пацифизма. Однако слишком быстро здесь не хотят соглашаться и на предложение американцев. 57% поляков - согласно одному опросу - настроены против щита, и лишь 25% высказались за его размещение. Два года назад все было почти наоборот. Сегодня подавляющее большинство как правящих, так и оппозиционных политиков говорят: "Так быстро, как в случае с войной в Ираке, нашего согласия не получить". Многие требуют от США гарантий ответных услуг на случай, если Польша на свой страх и риск согласится в этом участвовать. Речь идет в первую очередь о более широком военном сотрудничестве и поддержке. Польша, к примеру, должна будет получить противоракеты Patriot или THAAD, чтобы быть вооруженной на случай атак из ближнего окружения (в том числе и из России?) на свою ракетную базу.
В Варшаве в своем затемненном кабинете в МИД Польши сидит Витольд Ващиковский. Заместитель министра иностранных дел является одним из переговорщиков на встречах с американцами, и ему известны детали. "Решение еще не принято, но нам нравится этот проект", - говорит Ващиковский, до недавнего времени посол Польши в Иране, против которого в первую очередь и направлен противоракетный щит. "Мы согласны с анализами опасности и, кроме того, считаем, что чем шире присутствие американце в Польше, тем лучше". Польша вынесла на переговоры с американцами масштабное соглашение о сотрудничестве. "Возможно, политическая реакция последует уже во время визита Буша в Польшу".
Прямого требования ракет Patriot для защиты от атак "мы еще не выставили", заявил дипломат. "Но мы исходим из того, что Польша получит доступ к данным, которые будет собирать американский радар". "Основной груз" затрат на строительство, около 1 млрд долларов на радар в Чехии и 10 ракет, а также пусковые установки для них в Польше, возьмут на себя американцы.
Польше ясно: если у нее и возникнут проблемы из-за участия в проекте, то скорее не с Ираном, а с Россией. "Мы не хотим превратиться в главную арену конфликта между США и Россией", - говорит экс-президент Польши Александр Квасьневский. "Но если мы договоримся по этому проекту в НАТО и ЕС, мы сможем игнорировать протесты Москвы. Если нам это не удастся, то Путин, как ловкий игрок, будет беспощадно использовать любые трещины в альянсе".